Электронный научный информационно-образовательный журнал.  ISSN  2221-7703 2011. № 1.  
         
 

Свежий номер Авторам Тематический указатель Именной указатель

Авторитетное мнение Цитаты дня  Актуальное интервью

   Обратная связь   Стена (отзывы, предложения)

Политическая наука: виртуальный учебно-методический комплекс- Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф.  
   
 

Проблемы в области правового регулирования государственной молодежной политики

 Problems in the field of legal regulation of the state youth policy

 

Юрова Людмила Леонидовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

Тамбовский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

e–mail: gmu-orags@mail.ru.

Ермакова Анастасия Александровна,

кандидат педагогических наук,

Тамбовский филиал Мичуринского аграрного государственного университета

email:ermakova20168@yandex.ru

 

Jurova Lyudmila Leonidovna,

Doctorate of pedagogical Sciences, Associate Professor

Tambov branch of the Russian academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation,

e – mail: gmu-orags@mail.ru

Ermakova Anastasia Aleksandrovna,

Doctorate of pedagogical Sciences,

The Tambov branch of Michurinsk agrarian state university,

e – mail:ermakova20168@yandex.ru

УДК 316.346.3

ББК 66.75

Ю 78

 

В статье рассматривается законодательная и нормативно-правовая база государственной молодежной политики как система нормативно-правового обеспечения общественно-политической и экономической деятельности молодежи и молодежных объединений (организаций). Основное внимание уделено содержанию нормативных документов Правительства Российской Федерации, регулирующих деятельность органов государственной власти в области реализации государственной молодежной политики. Дана характеристика ключевых проблем и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: государственная молодежная политика (ГМП), законодательная и нормативно-правовая база, особенности жизнедеятельности молодежи, идеология реализации молодежной политики, направления реализации ГМП, проблемы в области регулирования ГМП.

 

In article the legislative and is standard-legal base of the state youth policy as system of is standard-legal maintenance political and economic activities of youth and youth associations (organizations) is considered. The basic attention is given the maintenance of standard documents of the Government of the Russian Federation, public authorities regulating activity in the field of realization of the state youth policy. The characteristic of key problems and the forecast of development of the developed problem situation in considered sphere is given.

Keywords: the state youth policy (GMF), legislative and is standard-legal base, features of ability to live of youth, ideology of realization of a youth policy, a direction of realization GMF, problems in the field of regulation GMF.

 

В условиях развития рыночной модели российской экономики обновляются и все сферы общественной жизни в российском государстве, в том числе происходит становление и развитие нового молодежного движения, функционирование которого направлено на удовлетворение экономических, культурных и духовных запросов молодых граждан и будущих поколений России.

Актуальность проводимого исследования определяется особой сложностью управленческой стратегии и тактики в области формирования и реализации молодежной политики, осмыслением необходимости комплексного и системного подходов к регуляции процессов в молодежной среде с учетом тенденций её развития в мире и специфики в России.

Государственная молодежная политика в узком значении этого понятия является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Правовое регулирование государственной молодежной политики основывается на международных документах, федеральном законодательстве, законотворчестве субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Однако в современных условиях требуются новые подходы к решению вопросов интеграции молодых в обществе, их воспитания и социализации. Так, в Обращении Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации «К Правительству Российской Федерации по вопросу об основных направлениях государственной молодежной политики и о мерах по её реализации» от 8 февраля 2006 г. № 33-СФ отмечается, что «на положение дел в области государственной молодежной политики крайне негативно влияет отсутствие на федеральном уровне нормативного правового акта, определяющего основные направления государственной молодежной политики и меры по её реализации в соответствии с современными тенденциями общественно-политической жизни России. Сдерживает проведение государственной молодежной политики и отсутствие новой федеральной целевой программы, посвященной молодежи».

Вышесказанное позволяет сформулировать цель исследования, которая заключается в проведении анализа системы нормативно-правового обеспечения экономической и общественно-политической деятельности молодежи и молодежных объединений (организаций) и выявления проблем в области правового регулирования государственной молодежной политики.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих исследовательских задач:

1.    проследить влияние динамики становления модели  государственной молодежной политики на формирование и развитие системы нормативно-правового обеспечения деятельности молодежи и молодежных объединений (организаций);

2.    выделить основополагающие документы, регулирующие государственную молодежную политику в России;

3.    выявить проблемы в области правового регулирования государственной молодежной политики в России.

В единой стране должны быть единые стандарты, и не только возрастные. Такой стандарт должен быть задан через законодательство, нормативы как базовый закон – свод правил, понятий, механизмов, инструментов управления, ресурсов кадрового, научно-методического обеспечения. «Закон об основах государственной молодежной политики – не панацея от всех бед, но на уровне Федерации он мог бы установить одинаковые правила игры, основы, единство подходов к отрасли»[1].

Конституцией и Законами Российской Федерации определен и законодательно обоснован весь комплекс действий молодежи и всех участников, осуществляющих руководство государственной молодежной политикой (далее ГМП), законодательно определен круг лиц, в отношении которых должна проводиться государственная молодежная политика[2].

Современная модель государственной молодежной политики в Российской Федерации формировалась с начала 90-х годов. Впервые осуществление целостной ГМП в России было признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства Указом Президента России от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»(с изменениями от 12 апреля 1999 года). В соответствии с этим указом в состав целостной государственной молодежной политики вошли следующие направления[3]:

·      обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;

·      создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;

·      осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;

·      содействие международным молодежным обменам.

Следовательно, основа ГМП на федеральном уровне складывалась, начиная с 1992 г. Она представляет собой многоуровневый процесс, включающий деятельность всех органов и ветвей власти. В соответствии с п.2 разд.2 «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации основой правовой базы ГМП в России является Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-I «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», в которой ГМП была определена как деятельность государства, направленная на создание правовых, зкономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Было установлено, что государственная молодежная политика осуществляется государственными органами и их должностными лицами, молодежными организациями и объединениями.

Осуществление ГМП, согласно Постановлению, представляло собой поэтапные действия в следующих основных направлениях:

·      обеспечение прав молодежи;

·      обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

·      содействие предпринимательской и иной экономической деятельности;

·      государственная поддержка молодой семьи;

·      гарантированное предоставление социальных услуг;

·      поддержка талантливой молодежи;

·      формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

·      поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

·      содействие международным молодежным обменам.

Реализация ГМП включила в себя следующие меры:

·      принятие специальных законодательных и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;

·      разработка и осуществление государственных молодежных программ комплексного и целевого характера, а также включение соответствующих разделов в государственные программы экономического, экологического, социального и культурного развития, осуществляемые на федеральном, региональном и территориальном уровнях;

·      создание Российского фонда федеральных молодежных программ для организационного и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;

·      выделение в федеральном и местном бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;

·      создание государственных органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней, а также социальных служб для молодежи различного профиля и направленности.

В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства на основе Конституции РФ и федеральных законов. Следовательно, право определения приоритетных задач национального масштаба принадлежит Президенту РФ. Реализация этого права также базируется на правовых основаниях Конституции РФ и федеральных законах.

Термина «государственная молодежная политика» Конституция РФ не содержит, однако он присутствует в иных федеральных законодательных актах, в частности в Федеральном законе Российской Федерации от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Преамбула данного Закона гласит: «Приоритеты государственной молодежной политики определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами».

В ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации обозначены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, согласно п. «е» ст. 71 Конституции РФ отнесено к полномочиям Российской Федерации.

Статья 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина, из чего следует, что защита прав молодежи – предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. И, следовательно, защита семьи, материнства, отцовства и детства, общие вопросы воспитания молодежи, её образования, участия в пользовании достижениями науки и экономики, культуры, физической культуры и спорта, а также социальная защита, включая социальное обеспечение молодежи, является предметом совместного ведения Российской Федерации субъектов Федерации.

Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (16 сентября 1992 г. № 1075) определялось, что государственная молодежная политика направлена, в частности, на развитие молодежных объединений, движений, инициатив и констатировалось, что она проводится в отношении молодежных объединений и осуществляется государственными органами и с должностными лицами, молодежными объединениями, их ассоциациями и молодыми гражданами.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. № 5090-1 одним из направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации названа «поддержка деятельности молодежных и детских объединений». Основным правовым актом, непосредственно регулирующим деятельность в сфере взаимодействия органов государственной власти и молодежных и детских общественных объединений, является Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (28 июня 1995 г. № 98-ФЗ). Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 4 июля 1995 г. № 127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г. № 27, ст. 2503. Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, выделяемых на эти цели.

Исходя из основных направлений ГМП, государственная поддержка молодежных и детских объединений осуществляется в соответствии с принципами:

·      приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей в деятельности молодежных и детских объединений;

·      равенства прав на государственную поддержку молодежных и детских объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона;

·      признания самостоятельности молодежных и детских объединений и их права на участие в определении мер государственной поддержки.

Согласно Федеральному закону государственная поддержка может оказываться зарегистрированным в установленном законом порядке:

·      молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившимся на основе общности интересов;

·      детским объединениям, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.

Закреплены следующие виды государственной поддержки молодежных и детских объединений:

·      информационное обеспечение и подготовка кадров объединений;

·      поддержка проектов (программ) молодежных и детских объединений;

·      финансирование мероприятий по поддержке объединений молодежи.

Федеральным законом предусмотрено формирование Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. Включение молодежных и детских объединений в указанный Федеральный реестр осуществляется бесплатно в течение месяца после представления ими письменного заявления и соответствующих документов для молодежи, разработке и финансировании целевых программ в области ГМП.

В 1998-1999 гг. активизировались усилия по систематизации и развитию законодательства в ГМП как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

В 1999 г. был разработан проект Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (принят Государственной Думой в октябре и утвержден Советом Федерации в ноябре 1999 г.; 25 ноября 1999 г. на закон наложено вето Президента Российской Федерации, которое не было преодолено в июле 2000 г. новым составом Государственной Думы Федерального Собрания РФ).

Принятием названного закона предполагалось достроить систему нормативных правовых актов, образующих законодательство в области ГМП в России. Новый закон в большей мере должен был отражать радикально изменившиеся за прошедшее десятилетие условия деятельности всех субъектов формирования и реализации ГМП в стране. Были определены приоритетные области ГМП, в том числе содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд, государственная поддержка молодых семей. В соответствии с этими приоритетами предполагалось нормативно установить необходимые действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных юридических и физических лиц, закрепить положения, направленные на расширение участия молодых граждан в формировании и реализации государственной молодежной политики.

Принципиальное значение имело положение закона об установлении государственных минимальных социальных стандартов - основных показателей качества жизни молодежи и определении минимального объема социальных услуг, включаемых в этот стандарт.

Была осуществлена попытка нормативного упорядочения действий государственных органов в отношении разнообразных и разнородных по задачам и характеру деятельности организаций, работающих с молодежью. В этой связи был выделен особый класс таких специализированных организаций, осуществляющих деятельность по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для молодежи, определены меры по поддержке социальной инфраструктуры.

Важным моментом планирования и реализации ГМП явилось принятие Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г.  № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р). Документ определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, молодежной политике посвящен отдельный раздел[4]. Концепция определяет, что целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. В соответствии с Концепцией государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.

Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счет решения следующих задач:

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;

- формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;

- гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, также отмечено, что вопросы молодежной политики требуют особого внимания и что необходимо продолжить реализацию основных приоритетных направлений, определенных Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г.  № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р). В данном документе выделено три направления государственной молодежной политики:

- вовлечение молодежи в социальную практику;

- формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи;

- обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

В ряде случаев молодежные аспекты косвенно представлены в тех федеральных законах, в которых установлены правовые нормы, непосредственно затрагивающие законные интересы и права молодых граждан: в Постановлении Правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» от 24 июля 2000 г. № 551 дается понятие военно-патриотических молодежных и детских объединений, определяются задачи, правовые основы, основные направления и формы их деятельности.

Утвержденные Правительством Российской Федерации приоритетные задачи социально-экономического развития Российской Федерации потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики:  от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.

Таким образом, в число основополагающих документов, регулирующих государственную молодежную политику  в России, входят рассмотренные выше и другие законотворческие акты:

1. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (с изменениями от 12 апреля 1999 г.);

2. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-I «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (текст постановления опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1993 г., № 25, ст.903);       

3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.; текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 4 июля 1995 г. № 127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г. № 27, ст. 2503);

4. Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации: подраздел 0707 «Молодежная политика и оздоровление детей» (в ред. федеральных законов от 2, 26 марта 1998 г., 5 августа 2000 г., 8 августа 2001 г., 7 мая 2002 г., 6 мая 2003 г., 26 мая, 29 июня, 23 декабря 2004 г.);

5. Статья 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в соответствии с которой к полномочиям Правительства РФ относятся меры по реализации молодежной политики;

6. Статья 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которая определяет компетенцию органов по делам молодежи и сферу деятельности учреждений при этих органах в вопросах профилактической работы;

7. Пункт 58 ч.2 ст.26.3 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 19 октября 1999 г. № 206, в Собрании законодательства Российской Федерации от18 октября 1999 г. № 42, ст.5005, в «Российской газете» от 14 мая 2002 г. № 83 (2951)];

8. Пункт 30 ч. 1 ст.14, п. 34 1 ст. 16 от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст.3822, «парламентская газета», № 186,08.10.2003, «Российская газета», № 202, 08.10.2003.];

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 158 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» относит к ведению министерства вопросы молодежной политики; (ред. от 10.03.2009 г., с изменениями от 6 апреля 2005 г., 25 апреля 2006 г., 27 октября 2007 г., 18 июня, 18 августа, 13 октября, 7,20 ноября, 29 декабря 2008 г., 27 января, 31 марта 2009 г.; текст постановления опубликован в «Российской газете» от 22 июня 2004 г. № 130, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 июня 2004 г. № 25, ст. 2562);

10. Стратегия государственной молодежной политики, принятая Правительством РФ 18 декабря 2006 г., постановление № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации  от 12 марта 2008 г.  № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р);

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» относит к ведению министерства вопросы молодежной политики; (с изменениями от 13 октября, 7 ноября, 10 декабря 2008 г., 27 января, 8 мая, 17 октября, 9 ноября 2009 г.); текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 22, ст. 2585;

12. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, четко сформулирована цель государственной молодежной политики.

На региональном уровне законы о государственной молодежной политике, поддержке молодежи и молодежных организаций на 1 января 2006 г. приняты почти в 60 субъектах Российской Федерации. В них закреплены нормативно-правовые акты участия молодежи в жизни муниципальных и региональных образований, которые включают в себя практически все сферы жизни:

·      организацию досуга и объединение в ассоциации;

·      трудоустройство и борьбу с безработицей;

·      политику в области жилья и градостроительства;

·      политику в области образования и профессионального обучения молодежи;

·      политику мобильности молодежи как средства достижения большего экономического равновесия на основе предпринимательской деятельности между регионами в России;

·      превентивные меры в социальной области в сфере здравоохранения;

·      создание информационных центров и банков данных для молодежи;

·      деятельность, направленную на предоставление равных возможностей для мужчин и женщин;

·      особые направления деятельности в области культуры;

·      деятельность по охране окружающей среды.

В настоящий момент анализ законодательства и подзаконного нормативно-правового регулирования выявляет ряд проблем в области правового регулирования государственной молодежной политики, в том числе:

·      правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственной молодежной политики, содержатся в нормативных правовых актах разного уровня и различной тематики, не имеют единой концептуальной основы, в них отсутствует единство понятийного аппарата;

·      проблема молодежной политики решается путем «точечного» регулирования наиболее острых проблем при отсутствии единой нормативной и методологической базы их решения;

·      отдельные правовые акты, отличающиеся определенной комплексностью подхода к регулированию молодежных проблем, были приняты более 5 лет назад и в силу значительных изменений в разных сферах общественной жизни не могут служить основой для проведения эффективной молодежной политики;

·      преобладают акты концептуального или узко-прикладного характера, отсутствует взаимоувязанность правовых норм, содержащихся в различных нормативных актах[5].

Для развития всех видов экономической деятельности среди молодежи особенно следует подчеркнуть важность и значение таких документов, как Гражданский кодекс РФ, Кодекс законов о труде в РФ, Налоговый кодекс РФ.

Таким образом, принятыми законодательно-нормативными актами в области государственной молодежной политики и становления рыночной экономики конституирована молодежная экономическая деятельность как область государственной деятельности. Перечисленные и выше по тексту рассмотренные Конституция РФ и Законы РФ о молодежи и ГМП создают нормативно-правовую основу в системе регулирования и управления экономикой России и развитию участия молодежи в рыночной экономике


 

[1] Мутко, В. Молодежная политика как самостоятельное направление деятельности государства (доклад Государственному совету «О молодежной политике в Российской Федерации»): http//www.kremlin.ru//text/appears/2009/07/219771.shtml

[2] Государственная молодежная политика в Российской Федерации: нормативно-правовой аспект: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Л.Л.Юрова, А.А. Ермакова; под общ. ред. О.Н. Андреевой.- Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2010.- 120 с.

[3] Переверзев, М.П. Экономические основы работы с молодежью: учеб. пособие / М.П. Переверзев, З.Н. Калинина; под общ. ред. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2008.- С. 56-68.

[4] Решение президиума коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по вопросам молодежной политики «О проекте концепции федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы» от 27 ноября 2009 г. № 4-м: http // www.programs.-gov.ru  / 31_1.php - С.2.

[5] Там же. С. 12-13

 

 
         
 


© Политическое управление: сетевое переодическое издание. (Мультимедийный научно-образовательный проект).

Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф. Тамбов. РАНХ и ГС. 2015. E-mail:  postmaster@virmk.ru     editor@virmk.ru  ©