Электронный научный информационно-образовательный журнал.  ISSN  2221-7703 2011. № 1.  
         
 

Свежий номер Авторам Тематический указатель Именной указатель

Авторитетное мнение Цитаты дня  Актуальное интервью

   Обратная связь   Стена (отзывы, предложения)

Политическая наука: виртуальный учебно-методический комплекс- Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф.  
   
 

Особенности идеологизации современного политического процесса и модернизации российской государственности

Especially contemporary ideologization of political process and modern the Russian state

 Шапиро Олег Романович,

Глава г. Кирсанова, Тамбовская область

Shapiro Oleg .R.,

Mayor of Kirsanov, Tambov region

e-mail:

 

УДК 32.019.51

ББК 66.0

Ш 23

Автор анализирует идеологические аспекты современной политики, рассматривает современные тенденции усиления роли государства как субъекта социального управления различными сферами жизни общества в условиях перехода к устойчивому развитию. Ключевые слова: политическая идеология, политическая психология, общественное сознание, политический процесс, государство как субъект социального управления.

 The author analyzes the ideological aspects of contemporary politics, considering the modern trend of the state's role as a subject of social control various aspects of societyduring the transition to sustainable development. Keywords: political ideology, political psychology, social consciousness, political process, the State as a subject of social control.

 

Актуальность научно-практического анализа идеологических аспектов современной политики обусловлена тем, что  политический процесс в нашей стране полон противоречий, питающих конфликты как  латентные, так  и открытые, как локальные, так и общие. Это состояние естественно для общества, где развиваются социальные антагонизмы и очевидна ускоряющаяся динамика расслоения. Понятия политическая идеология и самоидентификация в настоящее время широко используются как в повседневной профессиональной деятельности российских политиков, так и на уровне массового сознания граждан. Корректность осмысления этих терминов создает как политические, социальные, так и научные предпосылки для адекватного понимания степени драматичности мозаики политической действительности.

В связи с этим проблему формирования политической идеологии и складывания политической психологии  с полным основанием можно отнести к числу одной из актуальных как в научном, так и практическом планах.  

Политические идеи и идеологии относятся к интеллектуально востребованным продуктам конструктивной оценки и объяснения альтернативных путей будущего развития человеческих социумов, что, как и почему происходит в непонятном для многих, отчужденном, неподвластном или, наоборот, контролируемом и управляемом социуме, мировом сообществе, и в равной степени, составляющих его, - субъектах-государствах. При этом политические идеи рассматриваются как один из возможных типов интеллектуальной реакции на конкретные вызовы времени и конкретные обстоятельства или формы социального бытия, сознания и поведения субъектов социума, так или иначе вовлеченных в политический процесс. Идеологии представляют конгломерат идей и политически артикулированных задач, функцией которых является мобилизация и организация социальных сил, способных не только воспринять основные постулаты той или иной идеологии, но и обеспечить достижение преследуемых ею целей[1].

По характеру востребованности политические идеи и идеологии можно интерпретировать как выражение общественных позиций их социальных заказчиков, ощущающих потребность в целостном объяснении того, что, как и почему происходит в жизни общества. В роли заказчиков на идеологию могут выступать различные социальные образования, в том числе: государство, классы, слои, группы. Идеология ориентирована на массового потребителя слой, класс, этнос, государство. Объясняющие социально-политическую реальность идеологии оказываются своеобразной "картой" или "схемой" в понимании реальности и социального пространства для большинства населения страны.

Общественная идеология отражает базовые ценности и нормы человеческого поведения. Исследователи выделяют следующие структурные компоненты идеологии как системы базовых ценностей социума[2]:  теоретико-концептуальный уровень; программный уровень; уровень практический. В идеологию также входят формы: мировоззренческая,  нормативная, легитимная,  идентификационная.

Специфика функционирования общественной идеологии в современном обществе, прежде всего, выражается в том, что значение мировоззренческой и нормативной ее форм уменьшается, а легитимной и идентификационной - увеличивается. При этом на первый план выдвигается именно идентификационная форма. В качестве примера можно привести  резкий рост национализма в мире, что практически является поиском своей идентичности вместо потерянной ранее. Поэтому сознательно конструируется новая социальная идентичность, идет сознательная реконструкция новых традиций и обрядов. На теоретическом уровне и на уровне общественной практики следует различать понятие общественная идеология как совокупность базисных ценностей, присущих широким слоям общества, и государственную идеологическую политику - меры, предпринимаемые государственными структурами для воздействия на общественное сознание.

В силу существенной неоднородности, калейдоскопичности общественного сознания, одна из главных задач современной российской государственной идеологической политики (как на федеральном, так и на региональном уровнях) это урегулирование социальных конфликтов, выработка идеологии межнационального, межклассового, межстратификационного согласия. Эта идеология не должна быть связана с нивелированием этнических или религиозных различий. Ведь в этом случае была бы элиминирована другая функция идеологии конструирование идентичности. Она предполагает: исследование базовых ценностей социума; выделение среди этих базовых ценностей тех, которые присущи широким слоям населения; государственную поддержку идеологии согласия на основе учета этих базовых ценностей тех, которые присущи широким слоям населения; государственную поддержку идеологии межнационального согласия на основе учета этих основных базовых ценностей и концепции модернизации общества как движения по пути освоения достижений научно-технического прогресса и достижения более высокого современного качества жизни. Разработка государственной идеологической политики предполагает выработку ряда современных модернизационных ценностей в различных слоях современного общества, что является фактически формированием мозаичного сознания в котором есть место всему многообразию калейдоскопической идеологии.

Соловьев А.  отмечает, что в условиях реального доминирования традиционалистских ценностей значительная часть населения вполне удовлетворяется использованием методов мифологического символообразования, демонстрируя дефицит рационально-критического уровня рефлексии. Ориентируясь на использование мифологических способов отображения действительности, эта часть социальной аудитории мировоззренчески тяготеет к бинарным способам кодировки действительности,  в которых вместо сложности и поливариативности политической диагностики присутствует лишь дихотомическое изображение реальности: порядок-беспрядок, хорошо-плохо, наши не наши. Поэтому идеологические тексты эта часть населения прочитывает мифологически, выделяя в политических текстах лишь эмоциональные, чувственные компоненты содержания. Такой способ встраивания в политическое пространство не просто оживляет традиционалистские, патриархальные архетипы политической культуры, но и показывает, что культурные стандарты значительной части общества находятся ниже уровня политической идентификации[3]. В условиях быстротекущего кризиса идеологические системы малоконструктивны[4].

Формирование общественной идеологии строится, как правило, на основе общественного диалога, в котором участвуют представители всех влиятельных общественных групп, отражающих ценности, как элиты, так и всей социальной структуры с ее многочисленными стратами. Это позволяет выработать синтез предполагаемых разными социальными группами подходов для создания идеологии, которая отражала бы социальную, политическую, экономическую действительность через призму основных целей развития всего общественного организма.

На теоретическом уровне и на уровне общественной практики следует различать понятие общественная идеология как совокупность базисных ценностей, присущих широким слоям общества, и государственную идеологическую политику как меры, предпринимаемые государственными структурами для воздействия на общественное сознание.

На современном этапе развития российского общества эволюция теории идеологии представляется должна идти по пути перехода от спекулятивных представлений к конкретным фундаментальным и частным социологическим теоретическим схемам, более полным должен быть учет нерациональных факторов поведения человека. Идеология общества должна содержать различные уровни, а не строится на пропаганде идеи, отражающей требования одного слоя общества[5]. Потенциальную кризисность современного российского общества следует преодолевать во избежание социальных конфликтов именно методом создания объединяющей идеологической основы для такого согласия, консенсуса, социальной толерантности.

Социологические исследования позволяют сделать вывод, что в современном обществе востребованы именно комплексные идеологии, поскольку простота формулировок и лозунгов оживляет в исторической памяти воспоминания о тоталитаризме. Рыночная экономика и глобализация, информационная открытость уже прочно вошли в жизнь, как молодежи, так и достаточно взрослых людей. Качества предприимчивости, стремления к информационным потокам и новостям уже невозможно ни подавить, ни забыть. Поэтому всякие попытки отстроить идеологию изоляционизма должны быть, на мой взгляд, отвергнуты.

Современная российская идеология должна быть открытой для информации, но достаточно прочной для манипулятивных влияний извне. Специфика функционирования общественной идеологии в современном обществе прежде всего выражается в поисках национальной идентичности и поисков оснований легитимности правящей элиты. Резкий рост национализма и сепаратизма в мире это поиск, скорее всего,  своей идентичности вместо потерянной ранее (например, коммунист, фашист, советский человек, исламский фундаменталист). Поэтому интуитивно конструируется новая социальная идентичность, а затем идет сознательная реконструкция новых традиций и обрядов. Государство не должно пассивно ожидать результатов поиска государственной идеологии самим обществом, это должна быть система диалога. В противном случае результат может быть неожиданным, либо же навязанным манипулятивной политикой других государств.

Свое место в формировании нового мирового экономического порядка Российская Федерация должна занять как преемница многовековой российской государственности и богатой гуманистической культуры России, как центр экономического влияния на обширном наднациональном пространстве.

Для этого внутриполитическое и внутриэкономическое пространство, в том числе региональное, должно быть организовано таким образом, чтобы оно соответствовало целям сохранения страны как единого целого в качестве государственно-политического образования и целостной экономической системы. Консолидация политики и экономики должна сформировать прочную основу для того, чтобы любой гражданин России ощущал себя под надежной защитой закона и общественного мнения.

Укрепление государственности в России на современном этапе тесно связано с идеологическим обеспечением стратегического управления страной. Вопрос о том, нужна ли России своя государственная идеология, давно стал риторическим. Идеология для государства это то же самое, что иммунная система для человека. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная, инфекция становится смертельной. Точно так же с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным. Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан.

В том или ином виде идеология существует сегодня в любом государстве, и даже самые сильные и развитые страны мира не рискуют отказаться от этого эффективнейшего инструмента воздействия на умы и чувства своих граждан. В государствах Запада сам механизм идеологического воздействия скрыт от глаз публики. Но по масштабам и широте охвата всех сфер жизни и агрессивности идеологическая работа западного образца ничуть не уступает, если не превосходит советскую практику. Скорее превосходит. Если говорить о советском времени, то идеологическую работу  успешно сгубили  формализмом или, если хотите, формалистикой.

С каким поистине континентальным размахом ведется идеологическая работа в Соединенных Штатах Америки. Например, американская мечта, вера в превосходство американского образа жизни, уверенность в праве США внедрять демократию по своему усмотрению в любой точке земного шара и любыми методами - все это денно и нощно вбивается в сознание обывателя. Это идеология. А под каждую значимую задачу выстраивается специальная конструкция идеологического обоснования. Для оправдания принимаемых мер задействуются все мыслимые и немыслимые информационные ресурсы. Так сегодня происходит с идеологическим обоснованием войны с Ираком.

Не меньшее внимание уделяется идеологии в других государствах, скажем, в Германии, Франции. Идеологические аппараты этих государств с детства прививают своим гражданам ценности, объединяющие немцев, французов. Воспитывают верность гражданскому долгу.

Независимо от того, кто у власти в Штатах, Великобритании - республиканцы или демократы, лейбористы или консерваторы, идеологические устои остаются незыблемыми. Большинство населения поддерживает власть как институт, видя в ней свою опору и защиту. И никому в США, Германии не придет в голову натравливать на свое родное государство то ли ОБСЕ, то ли другие организации только потому, что не нравится избранный народом Президент.[6]

Идеология государства не формируется с нуля. Арсенал форм и методов трансляции идеологии в общество исторически выработан, и чтолибо новое мы вряд ли выдумаем. Задача состоит в том, чтобы выбрать из этого арсенала те средства, которые нам подходят, адаптировать их к современным условиям и активно воплощать в жизнь.

Сегодня вместе со всем цивилизованным миром мы постепенно приходим к пониманию того, что государственная политика - это инструмент регулирования, оптимизации разнообразных, зачастую противоречивых, экономических, социальных и духовных отношений. Государство не формирует гражданское общество, а создает условия для его нормального развития. В системе современных политических методов регулирования общественных отношений насилие рассматривается как крайний метод выхода из кризиса, как определенная политическая девиация. Именно это понимание лежит сегодня в основе государственной идеологии новой формации.

Для достижения этой цели необходима широкая программа духовного обновления, основывающаяся на глубоком уважении к национальному культурному наследию и традициям, мировых демократических стандартах, общечеловеческих ценностях. Мы должны рассматривать государство не только как совокупность властных, политических отношений, но и как определенный тип культуры общества и личности, систему ценностей, в которой ведущее место занимают свобода и ответственность, самореализация, согласованная с достижением общего блага, солидарность и гуманизм.

Государственная региональная идеология должна строиться на ценностях, которые признает и приветствует общество.[7] Она не должна быть подвержена влиянию политической конъюнктуры. Только тогда из словоблудия и демагогии она превратится в мощнейшее средство влияния на решение  социально-экономических задач. Для этого на основе изучения структуры социальных интересов  населения области  необходимо четко определить основные направления общественных запросов жителей области, на основе которых станет возможным достижение долгосрочного успеха всех реформ.

Смена традиционных устоев, открытость глобальным мировым стилям жизни, размывание исторического сознания и чувства гордости за Родину заставляют наше общество по-новому осмысливать такие понятия как патриотизм, национальная гордость. Здоровый патриотизм сегодня это не только гордость за свою страну, за ее прошлое и настоящее. Это - активная гражданская позиция, в основе которой лежит гармоничное развитие личности гражданина и патриота. Она заключается в том, чтобы быть сопричастным ко всему позитивному, что происходит вокруг, противодействовать негативным процессам.[8]

Главным объектом патриотической работы являются дети, молодежь. От того, какими мы воспитаем их, какое они получат образование, и как смогут применить его в дальнейшем, зависит "завтра" всего взрослого слоя населения области. Повышение качества образования и воспитания, поддержка молодых дарований, развитие творческих способностей, охрана жизни и здоровья детей, их физическое и психическое развитие, организация отдыха и досуга молодежи это далеко не полный спектр задач, решение которых на наш взгляд обеспечит достижение основной цели - гармоничного развития личности.

Предметом нашей особой заботы является обеспечение достойных условий проживания пожилым людям и инвалидам, охрана семьи, материнства и детства. Подлинную основу процветания Тамбовщины мы видим в развитии семьи. Именно в этом малом социуме формируются настроения людей, их чаяния и надежды, понимание настоящего, уверенность в будущем и уважение к прошлому. Семья объединяет будущие поколения граждан с поколениями людей, отдавших свой честный труд Родине и теперь находящихся на заслуженном отдыхе.[9]

Мы осознаем, что высокая культура, духовность, образованность и компетентность - главные наши резервы, человеческий капитал - главное национальное достояние.[10] Эффективная реализация экономических интересов региона - это непосредственное влияние на формирование патриотической идеологии жителей области. Экономическими аспектами этого процесса являются развитие своего рынка и выход производителей товаров и услуг  на внешние - обеспечение активного баланса ввоза и вывоза товаров и услуг, инвестиционная привлекательность региона. Наиболее значимые экономические проекты должны стать предметом особой патриотической гордости тамбовчан. Прежде всего, это формирование инновационно-ориентированной среды (технологические парки, инновационные центры, центры трансферта технологий, венчурные фонды, консалтинговые фирмы), создание и развитие капиталоемких и высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, холдинговых систем. Основополагающим принципом этой идеологии должна стать трансформация принципа иждивенчества в принцип социальной ответственности граждан и их объединений.

Среди основных общепризнанных ценностей современных россиян, в том числе, жителей Тамбовской области главное место занимает социальная справедливость, включающая в себя социальное и экономическое благосостояние. Прежде всего, наличие хорошей работы и достойной зарплаты, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, хорошее жилье, безопасность, политическая стабильность, возможности образования, культуры, досуга, качество окружающей среды.[11]

Базой для достижения нашим обществом социальной справедливости должна стать эффективная экономика, в которой постоянное повышение производительности труда сопровождается расширением рынков сбыта и возникновением новых продуктов и услуг, что позволит сохранить  занятость. Социальная справедливость как экономическая идеология, как условие эффективной экономики предполагает: создание условий для развития предпринимательства и бизнеса,  обеспечение интенсивного роста производства местной продукции; оптимизацию финансовых ресурсов области и повышение степени их доступности для бизнеса и населения; повышение конкурентоспособности потенциала региональной экономики; борьбу со злоупотреблениями власти, монополий.

Социальная справедливость как идеология социальной политики выражается, в первую очередь, не в благотворительности и увеличении количества льгот, а в создании условий для самореализации трудоспособного населения, на котором зиждется благополучие всех жителей области и региона в целом благополучие региона это благополучие его граждан.

Растущее количество льготников это не предмет гордости, а скорее тревожный симптом, требующий оперативного лечения. Действительно, иначе как тяжелым недугом общества нельзя назвать ситуацию, когда представители работоспособного возраста, выходя на митинге и пикеты, требуют льгот и дотаций. Принципами социальной идеологии должны быть не только уважение, забота и чествование заслуг участников войн и послевоенного восстановления страны, но и стимулирование активной жизненной позиции наших современных граждан, самореализации личности.

По данным социологов лишь для одного процента российской молодежи участие в общественной жизни является жизненной ценностью. В связи с этим идеология активности, успеха, достатка должна стать основой мировоззрения трудоспособного населения, социального воспроизводства мидл-класса и развития малого бизнеса. Духовность должна основываться на гуманистической модели общества, в которой цели экономического роста и деятельность государственных структур подчинены интересам свободного развития и самореализации личности.[12]

Следующий важнейший общественный запрос неотъемлимость прав и свобод личности. Провозглашая свободу личной инициативы как одну из целей социально-экономической политики, необходимо обеспечить условия защищенности гражданских прав и свобод, реализуемых в социальной  сфере и хозяйственной деятельности, эффективный баланс прав и обязанностей.[13]

Специальное внимание следует уделять содействию различным формам кооперации, отвечающим исконно российским традициям. Необходимыми условиями для этого являются, например, единство экономического и правового пространства региона и его устойчивость; более широкое распространение Гражданского кодекса в качестве регулятора договорных отношений в экономике; повышение внимания к правовой базе и практике гражданского судопроизводства; переход к заявительному принципу создания малых и средних предприятий; введение упрощенных схем налогообложения, избавляющих от излишней бухгалтерии и более четко фиксирующих причитающийся объем отчислений.

Основным аспектами реализации экономической идеологии в этой с сфере  являются: трудовые отношения, обеспечивающие высокую занятость и рост доходов населения; незыблимость принципа собственности и обеспечение ее сохранности; развитие предпринимательской инициативности граждан; развитие всех видов коммуникаций и повышение обеспеченности населения услугами социальной инфраструктуры. В  социальной сфере идеология прав и свобод человека реализуются через повышение качества медицинского обслуживания населения, охрану здоровья; удовлетворение потребности в образовании, в услугах культуры, духовное развитие личности и общества в целом; пенсионное обеспечение  граждан с ограниченными возможностями как по возрасту (пенсионеры), так и по состоянию здоровья (инвалиды).

Декларируемый приоритет прав и свобод человека должен быть обеспечен государственными институтами, так как они пользуются властью, делегированной обществом.[14] Для дальнейшего развития всех сообществ нашего региона необходимо внедрение ценностей свободы, доверия, взаимности, основанных на высокой степени ответственности за будущее региона, страны в целом. Здесь необходима долгая кропотливая идеологическая работа. Сильная власть под контролем общества должна стать примером законопослушания и добросовестности. В любом случае, это трудная, но реально выполнимая задача. Только тогда можно будет требовать соблюдения коммерческими, политическими и общественными организациями в своей деятельности соответствующего законодательства.

По данным социологов лишь для одного процента российской молодежи участие в общественно-политической жизни является жизненной ценностью. В связи с этим стимулирование развития общественных институтов, готовых к позитивному диалогу и конструктивному сотрудничеству с государством в решении самых наболевших проблем, выстраивание идеологии эффективных связей с общественностью актуальнейшая задача региональной власти. Основополагающим принципом этой идеологии должна стать трансформация принципа иждивенчества в принцип социальной ответственности граждан и их объединений.

Анализ социально-политических процессов в регионе показывает с одной стороны, нивелирование идеологических позиций большинства политических партий на региональном уровне, вымывание вообще идеологических аспектов из политического процесса региона. Региональная межпартийная борьба все больше концентрируется на проблеме отношения к президенту, правительству, губернатору, проводимой ими политики, на вопросах социального характера. В качестве постановочных вопросов поддержки или критики являются: реформы ЖКХ, уровень коммунального обслуживания и тарифов, социальные льготы,  невыплаты заработной платы. Ушли в прошлое дискуссии о стратегии развития региона и общества, об идейных основах внутренней политики, о социально-политических ценностях и принципах.

С другой стороны, социально-политическая полемика не стала лейтмотивом работы региональной Общественной палаты. Ее деятельность не смогла в должной мере стимулировать развитие среди общественных объединений и региональных отделений политических партий конкурентной среды не только в период проведения выборов, но и в повседневной деятельности. Особенно это касается сферы трудовых отношений, где практически отсутствует конкуренция за человека труда, еще не сформировалась идеология цивилизованной борьбы за каждого гражданина.

Подобные темы практически не затрагиваются в социологических опросах населения, областных средствах массовой информации, в предвыборных платформах и агитационных материалах кандидатов в депутаты разного уровня, что наглядно доказывают пиар-кампании выборов.

 Официальная партийная статистика местных выборов в полной мере не отражает реального положения дел. Мы все знаем, что  фактически многие кандидаты до сих пор не указывают свою партийную принадлежность, что можно интерпретировать как обман своих избирателей, что приводит к негативным процессам в  политическом самоопределении местного самоуправления. Депутаты муниципального образования, не сумевшего стать политическим субъектом, избегают ответственности перед своими избирателями и склонны превращать свои должности в инструмент частного интереса.

Ясно, что основная масса кандидатов идет на выборы не обремененная какой-либо идеологией, а лишь обладающая политической активностью и властными амбициями, не надеющаяся на выбор избирателей на основе идейно-политических пристрастий.

В нашем социуме сегодня идут болезненные процессы. Но не надо забывать, что мы находимся на стадии перехода от одного общественно-политического строя другому. На наших глазах произошла переоценка ценностей, изменились ориентиры развития, образ жизни и мышления, складывается новая система ценностей,  формируется новая мораль. Мы прошли через тяжелейшие испытания. Да и сегодня переживаем не самые лучшие времена.[15] Но есть и положительные моменты, и их становится все больше. Люди должны получать позитивную информацию о жизни в области и стране. Они должны видеть себя, свой вклад, вклад своего города, села, предприятия в развитие региона и страны. Любые успехи в социально-экономическом развитии области необходимо сделать для тамбовчан предметом гордости за свою малую родину, точками роста в стремлении добиться новых высот.

Тамбовщина вместе со всей страной сегодня модернизируется. А идеология это та сфера, где надо не приказывать, а разъяснять, убеждать, понимать и верить. Проще надоить, выточить гайки и болты. В этом смысле можно сказать, что легче поднять экономику, чем наладить систему идеологической работы, выстроить ее и получить от нее эффект. Эта проблема усугубляется нынешним состоянием жизни нашего народа и общества. Народ живет нелегко, ситуация непростая. И в этой ситуации надо идти к людям, надо писать и с экрана объясняться перед людьми.

Здесь трудно переоценить роль идеологической инфраструктуры  - регионального информационного пространства, коммуникационной среды, обеспечивающих доступность для всех категорий тамбовчан актуальной информации. Информационная составляющая - важнейшее направление идеологической работы.[16]

Значение целенаправленного формирования общественной идеологии существенно возрастает в связи с тем, что имеется острая необходимость в консолидации и мобилизации населения региона на решение стоящих перед областью социально-экономических проблем.

Эффективная деятельность государства как главного субъекта управления социальными процессами в решающей степени зависит от выбора научно обоснованных ориентиров развития, ценностей и идеалов общества и государства. Роль подобного ориентира и призвана выполнять государственная идеология. Наличие демократической и социально-, культурно-, исторически обоснованной государственной идеологии является жизненно важным условием функционирования любого общества.

Таким образом, современные тенденции усиления роли государства как субъекта социального управления различными сферами жизни общества в условиях перехода к устойчивому развитию ставят в практическую плоскость проблему формирования государственной идеологии, раскрывающей содержание стоящих перед государством и обществом задач, а также проблему определения содержания и форм реализации идеологической функции государства. В отличие от идеологической деятельности политических партий, направленной на обеспечение победы на выборах их представителей и расширение числа их сторонников, идеологическая деятельность государства призвана обеспечить научную обоснованность и преемственность государственной политики во всех сферах жизни общества, развитие духовной сферы в соответствии с демократическими и гуманистическими ценностями и идеалами.

Предусмотренное п. 2 ст. 13 Конституции РФ положение о недопустимости установления какой-либо идеологии в качестве обязательной или государственной вовсе не означает отмены государственной идеологии как таковой. Деидеологизированное государство - такой же абсурд, как и деидеологизированная политика. Главный вопрос политики вопрос о власти. Государство без идеологии все равно, что человек без мыслей.



[1] Борисюк В. Политические идеи и идеологии постиндустриальной цивилизации // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 7. С. 3-4.

[2] Нугаев Р.М., Нугаев М.А., Мадияров А.Б. Знание, ценности, идеология в модернизирующемся обществе (междисциплинарный подход). Казань: Изд-во Дом печати, 2002.

[3] Соловьев А. Политическая идеология в российском транзите: возможности и пределы влияния // Власть. 2001. № 8. С.11.

[4] Там же. С.12.

[5] Черняк Э.В. Общественная идеология в контексте модернизационной парадигмы // Социально- гуманитарные знания. 2003. № 2. С.324-325.

[6]См.: Терин В.П. Политические аспекты социально-культурного воздействия массовой коммуникации: исследование опыта Запада. Автореф.дис.док.соц. наук. М., 2002.

[7]См.: В.Э. Бойков. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян.// Социологические исследования, 2004 ,№7.

[8] См.: Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 19932000. М., 2000. С. 182.

[9] См.: Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность. Автореф.дис.док.соц. наук. М., 2002; Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность. Автореф.дис.док.соц. наук. - Ростов, 2002.

[10] См.: Антонова О.Г. Идеи социального прогресса в отечественной социологии и их актуализация в современных условиях. Автореф.дис.док.соц. наук. - Саратов, 2002.

[11] См.: Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России// Социологические исследования, 2003, № 6.

[12] См.: Ершова Т. Наша цель - развитие общества через развитие человека./ Управленческое консультирование. №3-4, 2003.

[13] См.: Петрова А. Самые важные права и свободы./ Отчет ФОМ, 01.06.2004./ http://bd.fom.ru/report/cat/man/valuable/of042502 (дата обращения 10.11.2010); Свобода и свободный человек (Опрос населения)./ Отчет ФОМ, 01.07.2004./ http://bd.fom.ru/report/cat/man/valuable/d042609 (дата обращения 10.11.2010).

[14] См.: Горшков М., Петухов В. Перспективы развития демократии в России: угрозы реальные и мнимые// Социологические исследования, 2004 №8; Мельвиль А. Политические ценности и ориентации и политические институты//Россия политическая, под. Ред. Л.Шевцовой, М., 1998.

[15] См.: Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России//Социологические исследования, 2003, №6.

[16] См.: Шишкина М.А. Связи с общественностью в системе социального управления. Автореф.дис.док.соц. наук. - С-Пб., 1999.

 

 

 
         
 


Политическое управление: сетевое переодическое издание. (Мультимедийный научно-образовательный проект).

Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф. Тамбов. РАНХ и ГС. 2015. E-mail:  postmaster@virmk.ru     editor@virmk.ru