Электронный научный информационно-образовательный журнал.  ISSN  2221-7703 2011. № 1.  
         
 

Свежий номер Авторам Тематический указатель Именной указатель

Авторитетное мнение Цитаты дня  Актуальное интервью

   Обратная связь   Стена (отзывы, предложения)

Политическая наука: виртуальный учебно-методический комплекс- Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф.  
   
 

О возрастании оппозиционности в современном политическом процессе

About growth of opposition to the modern political process

Воробьев Александр Анатольевич,

депутат Тамбовской городской Думы,

координатор Тамбовского регионального отделения ЛДПР.

Vorobyev Alexander A.,
deputy of Tambov City Duma,
Coordinator of the Tambov regional branch 
of LDPR

e-mail: a-vorob-t@yandex.ru

 Версия для печати в  формате *.pdf

УДК 328

ББК 66.6

В75

В своей статье автор отмечает, что основной особенностью российского политического процесса ХХ-ХХI вв.  и возможностей оппозиционных  отношений является то, что институционально развитие оппозиции было определено не по линии выбора исторического пути и его эффективности, а как идеология. Ключевые слова: оппозиционность как свойство политического процесса,элиты в политическом процессе, взаимоотношения власть оппозиция.

In his article, the author notes that the main feature of Russian political process XX-XXI centuries. and opportunities for the opposition relations is that the institutionaldevelopment of the opposition was determined not through the choice of the historicalpath and its effectiveness as well as ideology. Keywords: opposition as a property of the political process, elites in the political process, the relationship of power - the opposition.

 

Основной особенностью российского политического процесса ХХ-ХХI вв.  и возможностей оппозиционных  отношений является то, что институционально развитие оппозиции было определено не по линии выбора исторического пути и его эффективности, а как антигосударственная идеология. Абсолютно господствующая большую часть исторического времени в этот период партийно-государственная идеология в виде марксистко-ленинской философии и научного коммунизма привела к тому, что практически все альтернативные подходы и теории получили название антисоветских, что логично стало причиной появления в истории советского периода эмиграции и философского парохода[1],  сфабрикованных политических дел, диссидентства[2] и современных дискуссий о государственной единой идеологии.

Однако, существование реальных проблем   экономического, социального, национального и собственно политического характера привело к существенным трансформациям проблемного поля  реформирования государственной власти  в России в конце ХХ - начале ХХI века по линии власть оппозиция. Данное поле имеет как субъектное, так и организационно-институциональное выражение в современном политическом процессе - как проблема взаимодействия центральной власти с региональными элитами, взаимоотношений политических и экономических, административных и национальных элит; как взаимоотношение парламентского и непарламентского  меньшинства с большинством, как диалог гражданского общества и государства.

Новой Конституции уже 16 лет.  Вроде бы есть уже все новые законы, есть многопартийность, демократия и многоукладность в экономике. Но это внешне. А если изнутри посмотреть, то у нас снова пирамида власти, которая была при царях, при советской власти и в новой России.  Все решают только те, кто наверху. А те, кто внизу, тысячу лет живут, понимая, что от них ничего не зависит. И эта самая опасная формула власти, когда абсолютное большинство граждан данной страны лишены любой перспективы влияния на власть, - говорит В.В. Жириновский в своей статье, опубликованной в независимой газете от 19.050.2009 под названием Политические судороги.[3]

С точки зрения контроля за политическим процессом принятия решений польский политолог, профессор Института политических исследований Польской Академии Наук Антоний Каминский выделил правящие политические элиты - непосредственно контролирующие процесс принятия решений, самодеятельная элита - оказывающая косвенное влияние на процесс принятия решений  и оппозиция - не контролирующая, но постоянно влияющая на принятие решений.[4]

По мнению известного российского политолога Оксаны Викторовны Гаман-Голутвиной в течение 1990-х гг. степень политического влияния кланово-корпоративных структур и масштаб приватизации ими институтов гражданского общества и государства (а также функций последнего) были столь высоки, что эксперты рассматривали их на фоне тотальной десубъективизации других участников политического процесса (включая государство) в качестве ведущих акторов современной российской политики (см. Доклад фонда Реформа Проблема субъектности российской политики - НГ 19.02.1998 г.). Итогом широкомасштабной приватизации институтов гражданского общества и государства (а также функций последнего) частными политико-финансовыми структурами стало то обстоятельство, что эти структуры превратились в ведущих субъектов российской политики[5].

Самой большой проблемой, ставшей перед Россией в конце ХХ начале ХХI вв. выступила модернизация государства, орудием которого стала экономическая реформа. Возрождение института частной собственности определило основную особенность, оказавшую значительное влияние на всю политическую систему в целом, - крупнейшие политико-финансовые кланы не просто делегировали уполномоченным представительство своих интересов, но и сами стали выступать ведущими субъектами политического процесса. Президентские выборы-96 стали первыми в истории России, результат которых во многом был предрешен позицией крупнейших политико-финансовых кланов.

Высокая политизация возрождающейся региональной, этноконфессиональной и экономической элит также способствовала развитию реальной оппозиции. Нерешенность проблемы интеграции части территории в состав государства, речь идет, в первую очередь, о Кавказе и поволжских  республиках, попытки ряда региональных администраций выступить самостоятельным политическим субъектом в 1999 г., формирование финансово политической олигархии, целенаправленная деятельность  иностранных структур по формированию оппозиции в России стали основными причинами современных трансформаций политической системы и создания специальный политических, государственно-финансовых органов и институциональных механизмов[6], необходимых для того, чтобы вернуть власть и монополию на принятие политических решений.[7] На политический Олимп пришла принципиально новая генерация бюрократия, готовая к многоходовым комбинациям и сложным играм с олигархами, способная к выстраиванию новых механизмов, каналов и типов коммуникаций с политико-экономическими субъектами различного (включая глобальный), уровня, свободная от догматики незыблемых истин (когда единственно неизменным принципом является принцип постоянных изменений) и владеющая современными технологиями власти и лидерства.[8]

 При этом еще одна проблема состоит в том, что альтернативы, которые элитой постоянно генерируются, были и остаются в основном непубличными, а их носители и судьи своего рода внутренний электорат, выбирающий окончательный вариант, - и при советской власти, и сегодня, инкорпорированы во власть, являются ее частью. [9]

В политической системе задача решения вопроса публичности принятия решений, транспарентности политического процесса возложена в первую очередь на институт политических партий.[10] Генерация и выражение альтернативного мнения осуществляется во внутрипартийной демократии, как правило, в форме внутрипартийных дискуссий, и взаимоотношениях парламентского (непарламентского)  меньшинства с большинством. Анализ многочисленных публикаций об оппозиции позволяет выделить три типичных представления о том, какие именно партийно-политические структуры могут называться оппозиционными. Официозное представление: поддерживаемая российским телевидением и широким кругом экспертов точка зрения, в соответствии с которой в России есть "партия власти", а также оппозиция, представленная в Госдуме фракциями партий КПРФ, ЛДПР и "Родина" (теперь Справедливая Россия). Реалии сегодняшнего дня таковы, что участие в выборах разделило в 2007 году всех представителей оппозиции на три неравных группы: системную оппозицию, внесистемную оппозицию и маргинальную оппозицию. Системной оппозицией можно назвать представителей партий, преодолевших 7% барьер и противостоящих в Госдуме "Единой России". Внесистемной оппозицией - представителей партий, не преодолевших 7% барьер, но представленных в информационном пространстве России. Маргинальной оппозицией можно считать представителей тех политических сил, которые не смогли доказать федеральной власти, что они могут эффективно исполнять роль плацебо-партий.

При этом большинство россиян признает только партию власти и не признает за партиями особой значимости в политической жизни страны. Но противников многопартийности в обществе от этого больше не становится. К такому выводу пришли социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по итогам последних опросов. Почти треть россиян (32%) полагает, что значимость партий в нынешней России "не слишком существенна". Еще 23% уверены, что партии "не имеют никакого значения". Если в 2006 году 24% россиян признавали за партиями существенную роль в жизни общества, то теперь 27% (при статистической погрешности опросов 3,4%). При этом существенно - с 11% до 19% - увеличилась доля россиян, которые затрудняются сказать что-либо определенное о роли партий. На этом фоне лишь 15% граждан считают, что в России сформировалась реальная многопартийность (два года назад так думали 17%). Более того, в 2006 году 48% россиян считали, что "без многопартийности невозможно построить современное общество". Теперь же так думают лишь 38%. При этом, как отметил генеральный директор ВЦИОМ В. Федоров, таких, кто считал многопартийность для России не нужной, "как было 30%, так и осталось". Зато возросло (с 21% до 32%) число россиян, которые затрудняются оценить нынешнее состояние многопартийности. Этот показатель, по его словам, точнее всего передает состояние общества в целом: "Ведь у нас сейчас многопартийность превращается в малопартийность, и простые люди пока слабо разбираются, что это такое и к чему это приведет".[11]

Все это свидетельствует о том, что оппозиционность является неотъемлемым атрибутом современного политического процесса. Степень выраженности, интенсивность оппозиционности оказывает существенное влияние на все политические отношения.

Фактическим признанием современного проблемного поля по линии взаимодействия государства и гражданского общества, власти и оппозиции во многом определило содержание первого послания Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года Президента России Д.А.Медведева, в котором он сформулировал десять основных положений политической реформы, которые в той или иной степени нацелены на урегулирования взаимоотношений по линии власть оппозиция. На сегодняшний день эти предложения находятся в завершающей стадии своей институализации, и в течение первого года были оформлены в виде законопроектов или внесены Президентом в Государственную Думу:

Это выделение определенного количества депутатских мандатов федеральным спискам кандидатов, которые получили от 5 до 7% голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы;[12]

Выдвижение кандидатур руководителей субъектов федерации на представление Президенту исключительно политическими партиями, набравшими наибольшее количество голосов на региональных выборах;[13]

Отмена избирательного залога на выборах всех уровней власти и поэтапное снижение количества подписей избирателей, требующихся для выдвижения списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы, а также освобождение от сбора подписей политических партий, представленных в законодательных собраниях не менее чем одной трети субъектов Российской Федерации или получивших более 5% голосов на предыдущих выборах в Государственную Думу; [14]

Формирование Совета Федерации из лиц, избранных в законодательные собрания субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований;[15]

Поэтапное снижение минимально требуемой численности членов политических партий. Законодательное закрепление обязательной ротации руководителей центральных органов политических партий;[16]

Расширение полномочий представительных органов местного самоуправления по контролю над деятельностью глав исполнительной власти муниципального образования, в том числе наделение их правом удаления глав муниципальных образований в отставку;[17]

Привлечение к законотворческой деятельности представителей неправительственных организаций и Общественной палаты. Их обязательное участие при рассмотрении законопроектов, затрагивающих вопросы свободы человека, здоровья и собственности;[18]

Обеспечение парламентским партиям равенства при освещении их деятельности в федеральных государственных электронных СМИ;[19]

Передача Государственной Думе контрольных функций в отношении исполнительной власти. Введение ежегодной отчетности Правительства РФ перед Государственной Думой по итогам деятельности и по вопросам, поставленным депутатами. Увеличение срока полномочий Президента РФ с четырех до шести лет, а Государственной Думы - с четырех до пяти лет.[20]

 

[1] В 1922 по прямому указанию В. И. Ленина и Л. Троцкого были составлены списки для высылки из Советской России большой группы деятелей науки и культуры, составлявшей интеллектуальный цвет нации. Большевики не решились на физическое устранение потенциальных, как они считали, врагов советской власти и поэтому прибегли к насильственному выдворению представителей интеллигенции за пределы страны. Такая мера преследовала цель подавить инакомыслие и смертельно запугать остальную часть интеллигенции. Среди высланных были видные русские ученые: ректор Московского университета профессор-зоолог М. М. Новиков, ректор Петербургского университета профессор-философ Л. П. Карсавин, экономисты Зворыкин, А. Угримов, Бруцкус, Лодыженский, С. Н. Прокопович, историки А. А. Кизеветтер, А. В. Флоровский, социолог Питирим Сорокин, философ и писатель Ф. А. Степун, писатель М. А. Осоргин, религиозные философы Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др. (всего свыше 200 человек). Основная группа высланных была отправлена на немецком судне Обер-бургомистр Хакен, который в историю вошел как философский пароход. (Санжаревский И.И. Политическая наука: Словарь-справочник. URL: http://polit-gloss.narod.ru/01_v.htm (дата обращения 25.05.2010)

[2] В СССР, термин, применявшийся по отношению к советским гражданам, открыто противостоявшим действиям властей или проявлявшим иную общественную активность, не санкционированную властью. Историю диссидентской активности принято вести от дела А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля (Санжаревский И.И. Политическая наука: Словарь-справочник. URL: http://polit-gloss.narod.ru/01_d.htm (дата обращения 25.05.2009)

 [3] Жириновский В.В. Политические судороги (Взгляд изнутри на Россию до и во время кризиса)\ Независимая газета от 19.05.2009. URL: http://www.ng.ru/ng_politics/2009-05-19/12_sudorogi.html (дата обращения 25.052009)

[4] Санжаревский И.И. Политическая наука: Словарь-справочник. URL: http://polit-gloss.narod.ru/01_o.htm (дата обращения 25.05.2009).

[5] Гаман-Голутвина О.В.  Взаимодействие политических и экономических элит России: историческая ретроспектива и современное состояние //Вестник фонда развития политического центризма: Россия в условиях трансформаций (историко-политологический семинар). М.: ФРПЦ, 2001, № 12. С. 47.

[6] Создание института полномочных представителей Президента РФ, принятие Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ "О политических партиях" и переход к пропорциональной системе, изменение механизмов выборности и согласования высших должностных лиц исполнительной власти субъектов федерации, частно-государственное партнерство и создание госкорпораций

[7] См.: Межуев В.Б. Ответы на вопросы к докладчику// Вестник фонда развития политического центризма: Россия в условиях трансформаций (историко-политологический семинар). М.: ФРПЦ, 2001, № 12. С. 25э.

[8] Гаман-Голутвина О.В.  Взаимодействие политических и экономических элит России: историческая ретроспектива и современное состояние //Вестник фонда развития политического центризма: Россия в условиях трансформаций (историко-политологический семинар). М.: ФРПЦ, 2001, № 10. С. 38-47.

[9] В оппозиции к "оппозиции".// URL: http:// www.polit.ru/analytics/2006/03/02/oppoziciya.html  (дата обращения 10.09.2008)

[10] Власова Н.В. Проблема транспарентности политического процесса в современной России. Автореф.  дис. к. пол. н. Саратов, 2007

[11]  Хамраев В.Россия склоняется к полуторапартийности  // Коммерсантъ   № 174(3991) от 26.09.2008.

[12]Федеральный закон Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации// Российская газета, № 87, 15.05.2009.

[13] Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2009 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях"// Собрание законодательства РФ, 06.04.2009, N 14, ст. 1576; Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 441 "Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ", 27.04.2009, N 17, ст. 2053.

[14] Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2009 № 3-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов// Собрание законодательства РФ, 16.02.2009, N 7, ст. 771; Законопроект №168319-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления//Блог Д.Медведева. URL: http://community.livejournal.com/blog_medvedev/ (дата обращения 26.05.2009).

[15] Федеральный закон Российской Федерации от 14.02.2009 г. №21-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации// "Российская газета", № 27, 18.02.2009.

[16] Законопроект №159484-5 О внесении изменений в Федеральный закон О политических партиях в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий//Блог Д.Медведева. URL: http://community.livejournal.com/blog_medvedev/ (дата обращения 26.05.2009).

[17] Законопроект №155656-5 О внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации //Блог Д.Медведева. URL: http://community.livejournal.com/blog_medvedev/ (дата обращения 26.05.2009).

[18] Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. №283-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон Об Общественной палате Российской Федерации// Правовая система Гарант. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/doc/128166.htm (дата обращения 26.05.2009)

[19] Федеральный закон Российской Федерации от 12 мая 2009 №95-ФЗ О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами// http://www.garant.ru/hotlaw/doc/135710.htm (дата обращения 26.05.2009)

[20] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 7-ФКЗ О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации, 05.01.2009, № 1, с.т. 2; ФКЗ от 30.12.2008 г. №8-ФКЗ О внесении изменений в Федеральный конституционный закон О Правительстве Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации, 05.01.2009, № 1 , ст. 3; Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.01.2009, № 1 , ст. 1.

 

Список литературы

  1. Власова Н.В. Проблема транспарентности политического процесса в современной России. Автореф.  дис. к. пол. н. Саратов, 2007. 23 c.

  2. .Жириновский В.В. Политические судороги (Взгляд изнутри на Россию до и во время кризиса)\ Независимая газета от 19.05.2009. URL: http://www.ng.ru/ng_politics/2009-05-19/12_sudorogi.html (дата обращения 25.052009)

  3. .Санжаревский И.И. Политическая наука: Словарь-справочник. URL: http://polit-gloss.narod.ru/01_o.htm (дата обращения 25.05.2010).

  4. В оппозиции к "оппозиции".// URL: http:// www.polit.ru/analytics/2006/03/02/oppoziciya.html  (дата обращения 10.09.2008)

  5. Гаман-Голутвина О.В.  Взаимодействие политических и экономических элит России: историческая ретроспектива и современное состояние //Вестник фонда развития политического центризма: Россия в условиях трансформаций (историко-политологический семинар). М.: ФРПЦ, 2001, № 10. С. 38-47.

  6. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 7-ФКЗ О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации, 05.01.2009, № 1, с.т. 2.

  7. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.01.2009, № 1 , ст. 1.

  8. Законопроект №155656-5 О внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации //Блог Д.Медведева. URL: http://community.livejournal.com/blog_medvedev/ (дата обращения 26.05.2009).

  9. Законопроект №159484-5 О внесении изменений в Федеральный закон О политических партиях в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий//Блог Д.Медведева. URL: http://community.livejournal.com/blog_medvedev/ (дата обращения 26.05.2009).

  10. Законопроект №168319-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления//Блог Д.Медведева. URL: http://community.livejournal.com/blog_medvedev/ (дата обращения 26.05.2009).

  11. Межуев В.Б. Ответы на вопросы к докладчику// Вестник фонда развития политического центризма: Россия в условиях трансформаций (историко-политологический семинар). М.: ФРПЦ, 2001, № 12. С. 25э.

  12. Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 441 "Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ", 27.04.2009, N 17, ст. 2053.

  13. Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2009 № 3-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов// Собрание законодательства РФ, 16.02.2009, N 7, ст. 771.

  14. Федеральный закон Российской Федерации от 12 мая 2009 №95-ФЗ О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами// http://www.garant.ru/hotlaw/doc/135710.htm (дата обращения 26.05.2009)

  15. Федеральный закон Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации// Российская газета, № 87, 15.05.2009.

  16. Федеральный закон Российской Федерации от 14.02.2009 г. №21-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации// "Российская газета", № 27, 18.02.2009.

  17. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. №283-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон Об Общественной палате Российской Федерации// Правовая система Гарант. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/doc/128166.htm (дата обращения 26.05.2009)

  18. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2009 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях"// Собрание законодательства РФ, 06.04.2009, N 14, ст. 1576.

  19. ФКЗ от 30.12.2008 г. №8-ФКЗ О внесении изменений в Федеральный конституционный закон О Правительстве.

  20.  Хамраев В. Россия склоняется к полуторапартийности  // Коммерсантъ   № 174(3991) от 26.09.2008.

 

 
         
 


Политическое управление: сетевое переодическое издание. (Мультимедийный научно-образовательный проект).

Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф. Тамбов. РАНХ и ГС. 2015. E-mail:  postmaster@virmk.ru     editor@virmk.ru