ПОЛИТУПРАВЛЕНИЕ  





Политическое управление:
научный информационно-образовательный электронный журнал

Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал

Political management:
Scientific Information and Education Web Journal
ISSN 2221-7703
Публикуется с 2011 года.

Политическое управление. 2017. №01 (13)
Туризм как консигнатор развития муниципального образования

Романько Ирина Евгеньевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры ГМУ, Северо-Кавказский федеральный университет г. Пятигорск
УДК 908
Аннотация: В работе отражается развитие сферы туризма, которое должно происходить за счет тех видов и форм туризма, что в полной мере могут использовать туристский потенциал территории
Ключевые слова: Туризм, турпородукт, сфера услуг, инвестпроект.
Статья в формате .pdf
В экономике любого муниципального образования особое место занимает туризм. Настоящая, зачастую сложная социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях способна измениться в случае полного и рационального использования собственного ресурсного потенциала. Для этого необходимо создать условия, способствующие саморазвитию территории. Туризм способен сыграть в этом процессе решающую роль посредством создания и развития туристской индустрии, саморазвития муниципального образования за счет своего собственного природного богатства и туристско-рекреационных ресурсов.
Важность развития туризма на самых разных уровнях признается всеми. Вместе с тем, его эффективному развитию мешает ряд уже вполне устоявшихся проблем, к которым относятся следующие. Во-первых, это снижение конкурентоспособности отечественного турпродукта. Это связано с ростом цен на основные услуги для иностранных туристов, и самое главное - непредсказуемостью этого роста. Существенной помехой является недостаток рекламы отдельных регионов, мест в России как центров туризма, дефицит современных гостиниц туристического класса с ценой до 70 долларов за номер, нехватка современных автобусов и т.п. К сложностям можно также добавить проблемы отсутствия достоверной статистики.
Все это требует пересмотра основ регулирования туристской сферы, поиска новых форм и средств развития туризма на муниципальном уровне.
Важно отметить, что развитие сферы туризма должно происходить за счет тех видов и форм туризма, которые в полной мере могут использовать туристский потенциал территории.
Конкретные меры для обеспечения муниципального образования саморазвитием за счет активизации сферы туризма и сопутствующей индустрии состоят в следующем:
1. снятие административных барьеров в развитии предпринимательства;
2. развитие сферы услуг для предпринимательского сектора;
3. увеличение инвестиции в сферу туризма, развлечений.
Превращение туризма в один из ведущих секторов экономики на основе природно-рекреационных и рекреационно-познавательных ресурсов, создание и развитие вспомогательной индустрии сувенирной продукции. Данный сектор экономики отличается специфическим свойством, результатом его деятельности является перемещение потребителей к местам размещения туристских ресурсов. Поэтому важным условием является транспортная составляющая, отдаленность от крупных городов. Положительным фактором является то, что город связан со столицей края автомобильной дорогой хорошего качества. Развитие транспортной инфраструктуры должно соответствовать темпам социально-экономического развития территории и обеспечивать потребность в перевозках.
Также определяющим условием в успешном развитии туризма является наличие на данной территории туристской инфраструктуры и уровень сервиса, степень экономического развития и емкости территории для приема туристов, обеспеченность муниципального образования трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, что означает наличие гостиниц, торгово-ресторанного комплекса.
Интересным в связи с этим является изучение опыта различных территорий по продвижению новых, инновационных форм развития туризма.
К таким новым видам и формам туризма можно отнести геолого-минералогический туризм - это комплексный турпродукт, включающий в себя демонстрацию множества разноплановых объектов. Наряду с геологическими и минералогическими объектами, в перечень туристических объектов могут входить геоморфологические, палеонтологические, стратиграфические, спелеологические, гидрологические, исторические, культурные и другие объекты. Название может быть, как геолого-минералогический туризм, так и геолого-исторический [1].
Развитие малых городов и сельских муниципалитетов позволяет развивать индивидуальный и малогрупповой туризм, создать принципиально новый турпродукт, спецификой которого являлось бы посещение достопримечательностей сельской местности, малых городов. В связи с этим, появляется новый вид туризма - сельский туризм (или агротуризм) - это вид туризма, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и/или участия в сельскохозяйственных работах; сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта [2]. Данный вид туризма перспективен ввиду усиления интереса людей к путешествиям, с предпосылками урбанистического характера, с ростом продолжительности отпусков, с незначительными доходами большей части граждан и т.п.
Тем самым, основными тенденциями, способствующими развитию агротуризма, являются ориентация туристов на комфортабельные и небольшие средства размещения, в которых господствует семейная атмосфера, активное времяпрепровождение вне городских зон, повышенный интерес к культурным ценностям, традициям, местным праздникам и т.п.
Таким образом, можно определить основные направления возможного регулирования сферы туризма муниципальными органами власти:
- Рассмотрение и принятие муниципальных правовых актов, способствующих развитию туризма на соответствующих территориях;
- Принятие решения и формирование структурных подразделений в администрациях муниципальных образований по организации внутренней туристской деятельности и определению туристских ресурсов;
- Разработка программ внутреннего туризма на территории муниципального образования, в том числе социального туризма и самодеятельного туризма;
- Выделение денежных средств на создание условий для развития туризма отдельной строкой в местном бюджете [3].
Для создания условий по устойчивому развитию туризма в муниципальных образованиях возможна организация деятельности по таким направлениям:
-       во-первых, привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма;
- во-вторых, содействие формированию и продвижению конкурентоспособного туристского предложения на территории муниципального образования;
-       в-третьих, стимулирование предпринимательской активности местного населения в сфере туризма.
Для привлечения инвестиций в создание туристского продукта муниципального образования можно более эффективно использовать механизм сдачи в аренду земельных участков, объектов туристского показа, зданий и сооружений, а также уже имеющиеся экскурсионные и туристские маршруты.
При формировании и продвижении туристского продукта роль органов местного самоуправления заключается в привлечении возможностей и ресурсов профессиональных туроператоров, которые занимаются организацией международного и внутреннего туризмом. В этом случае муниципальные образования будут выступать в роли посредников между местными производителями туристских услуг и туристскими организациями, помогая им в формировании, продвижении и реализации конкурентоспособного туристского продукта.
К стимулирующим мероприятиям также целесообразно отнести введение льгот в сфере налогообложения, путем принятия соответствующих муниципально-правовых актов; реализацию обучающих программ и программы технической помощи; льготное кредитование предпринимателей, занимающиеся вопросами туризма (обслуживание туристов) на территории муниципального образования. А при стимулировании предпринимательской активности местного населения в сфере туристской индустрии можно широко использовать микрокредитование на льготных условиях для целевого финансирования их проектов.
Для того, что внедрить на практике выше перечисленные условия считается очень целесообразным разработать и принять решение представительным органом муниципального образования ряд программ в рамках которого обеспечивалось бы устойчивое жизнеобеспечение населения и развития туризма.

Список литературы и примечания
1. Зайцева М.В. Эколого-туристский потенциал национальных парков северо-запада России и факторы, влияющие на эффективность управления ими// Вестник Национальной академии туризма. - 2015. - № 3 (7). - С. 32-35
2. Кружалин В.И. Теория и практика развития туризма и рекреации в России// Вестник Национальной академии туризма. - 2011. - № 2. - С. 7-9.
3. Пензина О.С. Развитие экологического туризма на частных особо охраняемых природных территориях: зарубежная практика и российские перспективы// Вестник Национальной академии туризма. - 2014. - № 01. - С. 55-58.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание.
(Мультимедийный научно-образовательный проект).
Санжаревский И.И.  2011-2017.   ©