ПОЛИТУПРАВЛЕНИЕ  





Политическое управление:
научный информационно-образовательный электронный журнал

Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал

Political management:
Scientific Information and Education Web Journal
ISSN 2221-7703
Публикуется с 2011 года.

Политическое управление. 2017. №01 (13)
Опыт реализации этнокультурной политики в Республике Мордовия

Вилков Александр Алексеевич, д.п.н., профессор ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
E-mail: vil57@yandex.ru
Толкунов Никита Сергеевич, магистрант ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
E-mail: niktolkunov@gmail.com
УДК: 323.17
Аннотация: в статье рассматривается опыт реализации этнокультурной политики на региональном уровне на примере Республики Мордовия. Анализируются законодательное и нормативно-правовое обеспечение реализуемой в регионе этнокультурной политики. Рассматриваются такие аспекты реализации этнокультурной политики, как реализация права на получение этнокультурного образования, поддержка традиционной народной культуры, взаимодействие с этническими общественными объединениями.
Ключевые слова: этничность, этнокультурная политика, этнические различия, программно-целевой подход, национально-культурная автономия, институты, финно-угорский мир.
Статья в формате .pdf
Этническая специфика Республики Мордовия довольно символична. Республика делает акцент на то, что она является частью российской макроидентичности и демонстрирует это путем празднования дат, связанных как с Россией в целом, так и вхождением мордовской этнической общности в состав Российской Федерации. Наиболее ярким примером подобного подхода стало празднование 1000-летия мордовского народа с другими народами России, которое проходило в 2012 году. К этой дате было приурочено издание указа Президента РФ Д. А. Медведева от 11 января 2009 г. № 46, согласно которому мордовский народ вошел в число государствообразующих народов Российской Федерации [19].  Данный указ имел огромное значения для региональной политической элиты, поскольку наличие этнокультурной региональной специфики было закреплено документально в рамках единого государства.  Н.И. Меркушкин, выступая в 2009 году на IV съезде финно-угорских народов России, по этому поводу прямо подчеркнул: «Мы вместе создали это государство, и теперь отвечаем за все его успехи и за то, что пока не получилось сделать» [3].
Специфика этнокультурной политики в республике Мордовия в значительной степени обусловлена этноконфессиональным составом населения. По данным последней переписи в Республике Мордовия проживают представители 119 национальностей: русские - 53,2 процента, мордва - 39,9 процента, татары- 5,2 процента, украинцы -  0,4 процента, армяне - 0,2 процента, чуваши - 0,1 процента, белорусы - 0,1 процента, азербайджанцы - 0,1 процента, и многие другие [12].
В соответствии с этим в Республике Мордовия проводится взвешенная этнокультурная политика, которая исходит из особенностей поликультурного и полиэтничного регионального пространства и необходимости поддержания подобного этнокультурного разнообразия.
С одной стороны, в республике получают развитие те направления этнокультурной политики, которые направлены на поддержку культуры титульного этноса. Данная политика проводится усилиями различных республиканских министерств и подведомственных им учреждений (Министерство культуры и национальной политики; Министерство печати и информации; Министерство образования РМ; местные администрации [11]. С другой стороны, в республиканской этнополитике учитываются интересы других народов, проживающих на территории Республики Мордовия.
Ключевую роль в управлении этнополитическими процессами играет Министерство культуры и национальной политики Республики Мордовия. Данное министерство наделено рядом полномочий в сфере общественных, национальных и государственно-конфессиональных отношений. В сферу полномочий министерства входит создание условий для укрепления общегражданской идентичности, содействие этнокультурному многообразию и межкультурному диалогу, осуществление поддержки изучения национальных родных языков, оказание помощи национально-культурным автономиям в создании негосударственных учреждений национальной культуры и т.д. [10].
Именно данное министерство занимается исполнением государственной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014- 2020 гг. и ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы». В рамках реализации данной программы и Закона РМ «О государственной поддержке национально-культурных автономий» органы исполнительной власти на постоянной основе взаимодействуют с представителями национально-культурных объединений. В процессе этого взаимодействия проводится работа по этнокультурному развитию этнических общностей, проживающих на территории Республики Мордовия, а также по гармонизации сферы межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений. Параллельно проводится масштабная работа по изучению исторического наследия мордовского, русского, татарского и других народов, населяющих республику, их приобщению к собственным национально - культурным традициям для формирования общей гражданской идентичности [5].
Анализ основных направлений данной работы позволяет констатировать, что выбранную республиканскими властями модель этнополитики можно охарактеризовать как интеграционистскую и мультикультурную. Главной характеристикой данной модели является то, что, с одной стороны, она нацеливает на сохранение и приумножение культурного наследия мордовского народа; а, с другой, то, что при её реализации используются инструменты, которые позволяют интегрировать мордву в единое российское политическое, правовое, экономическое, социальное, языковое пространство. Кроме того, данная модель способствует интеграции мордвы в международное финно-угорское сообщество.
В рамках ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы» [17] в республике ведется работа, направленная на развитие национальных объединений, разработку и реализацию образовательных программ на родном языке. Ежегодно в рамках реализации мероприятий по развитию этнокультурной идентичности проводится свыше 100 фестивалей и конкурсов, среди которых: международные фестивали джазовой музыки «Вейсэ-джаз», классической музыки «Декабрьские дивертисменты», Всероссийские фестивали-конкурсы детского творчества «Пластилиновая ворона», мордовской эстрадной песни «Од вий», финно-угорского танца «Кштима», музыки композиторов Поволжья и Приуралья, «Новое кино на земле Мордовии». Кроме того, в рамках содействия межрегиональному и международному сотрудничеству проводится фестиваль высокой моды «Масторава» и наиболее популярный фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!». Для поддержания и развития межэтнического согласия проводятся мероприятия в рамках «Дня славянской письменности и культуры», «Акша келу», «Раськень Озкс» и «Сабантуя».
Основные направления этнополитики определены в республиканском плане мероприятий по реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года» [15], в программе «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014- 2020 гг., в РЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013-2018 гг.)».  Суть их состоит в поддержании этнокультурного многообразия и гармонизации отношений всех народов, проживающих в Республике Мордовия.
Одним из направлений республиканской поддержки сохранения культуры мордовского народа стал конкурс профориентационной работы для учащихся школ и учреждений специального образования «Я выбираю Мордовию».  С помощью данного конкурса, представители мордовской этнической группы, компактно проживающие на территории другого субъекта РФ, могут переехать на территорию республики для постоянного проживания, где для этого будут созданы необходимые условия. Под реализацию социально значимых проектов государственная власть субъекта выделяет субсидии некоммерческим организациям. Так, в 2015 году было выделено 12 подобных субсидий.
На регулярной основе в республике проводятся совещания по вопросам предупреждения межнациональных конфликтов, профилактике экстремизма как на национальной, так и религиозной почве. Успешно функционирует экспертно-консультативный совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Министерстве культуры и национальной политики Республики Мордовия с участием представителей религиозных организаций, зарегистрированных на территории республики, различных национальных объединений. 
Кроме того, оказывается грантовая поддержка общественным инициативам, связанных с культурным развитием этнических общностей, проживающих в регионе, мероприятий по укреплению гражданского единства. За последние три года с участием представителей НКА Мордовии проведены такие мероприятия, как: «Святыни земли Мордовской», «Мой Храм», «Вместе дружная семья» и др. [16].
Для гражданских и муниципальных служащих, работающих в сфере реализации этнокультурной политики также проводятся различные мероприятия. Например, важнейшим каналом обратной связи стал круглый стол «На перекрестке этнокультур», проведенный с руководителями национально-культурных автономий и представителями национальных общественных организаций и союзов, в ходе которого стало возможным обозначить перед властными структурами накопившиеся проблемы данных организаций. Важную роль играет привлечение научного потенциала республики. Результатом стали этнографические исследования мордовской диаспоры РФ в рамках научного проекта «Мордва России», проведение международных научно-практических конференций «Социокультурные традиции Поволжья и Приуралья в контексте интегративных связей» и «Русский язык в контексте национальной культуры» [7, с. 325].
Официальный дискурс поддерживает распространение этнизирующего воздействия через создание и поддержание позитивного образа республики при помощи публикаций в СМИ. С 2004 года во всех общеобразовательных мордовских школа было введено преподавание на мордовских языках как обязательного предмета или факультатива. В настоящее время в Республике Мордовия функционируют 391 общеобразовательное учреждение, из них 140 национальных школ. В 131 школе с 1 по 11 класс преподаются мордовский (мокшанский, эрзянский) язык. В республике 121 школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения (национальные школы), из них 50 - эрзянских, 69 - мокшанских, в которых мордовский (мокшанский, эрзянский) язык и литература изучаются с 1 по 11 классы с общим охватом 5548 учащихся. В 19 школах изучается татарский язык и литература. В национальных школах с 1 по 4 класс обучение ведется на родном (мокшанском, эрзянском, татарском) языке [4].
Важное значение имеет деятельность Духовного Управления мусульман в Республике Мордовия. На регулярной основе проводятся встречи представителей управления с представителями министерства по культуре и национальной политике Республики Мордовия, религиозными и общественными организациями, что способствует налаживанию конструктивного диалога между всеми участниками по вопросам противодействия появлению деструктивных течений в религии, сохранению и поддержанию этнокультурного многообразия, и укреплению гражданского единства.
Власти Республики Мордовия оказывают национально-культурным автономиям целевую финансовую поддержку. Данная поддержка касается реализации программ по национально-культурному развитию, которые обсуждаются и согласуются представителями национально-культурных автономий с органами исполнительной власти республики. Несмотря на финансовые ограничения, исполнительная власть оказывает поддержку национально-культурным автономиям в сфере издания книг и периодической печати на национальных языках, телерадиовещании, обмене печатной продукцией на национальных и русском языках между регионами, а также между национально-культурными автономиями Мордовии и общественными организациями иностранных государств [13].
Важное значение имеет то, что в Республике Мордовия в реализацию этнополитики вовлечены не только национальные общественные организации на территории региона, но и организации, находящиеся за его пределами. Деятельность Общественной палаты РМ, Координационного Совета РМ по демографической и миграционной политике, Экспертно-консультативного совета по вопросам национальной политики Министерства культуры и национальной политики РМ осуществляется в тесном взаимодействии с соответствующими структурами федерального уровня и направлена на консолидацию поликультурного сообщества региона.
Общественная палата Республики Мордовия является переговорной площадкой органов власти с представителями национальных общественных организаций, в частности с членами национально-культурных автономий. В структуре палаты функционирует комиссия по культуре, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, которая содействует процессам этноконфессионального согласия и этнокультурному развитию этнических общностей.
На данный момент в республике зарегистрировано 1539 некоммерческих организаций, из них национально - культурных - 291, национально-культурных объединений 29. По данным на конец 2016 года в Республике зарегистрировано пять НКА: две из них имеют региональный статус (Еврейская и Татарская «Якташлар») три - местный (Еврейская национально-культурная автономия города Саранска, «Местная еврейская национально-культурная автономия г. Рузаевка», «Местная национально-культурная автономия украинцев г. Саранска Республики Мордовия» [14]. Особое внимание в Мордовии уделяется татарскому языку и культуре. Например, «Сабантуй» отмечается в республике как государственный праздник [18].
Примером государственной поддержки общественной инициативы в области укрепления межэтнического сотрудничества является Международная культурная экспедиция «Волга-река мира. Диалог культур волжских народов», в которой ежегодно принимает участие более 70 человек [8, с.42].
Важнейшим направлением этнополитики является поддержка мордовских диаспор в регионах России, которым Министерство РМ по культуре и национальной политике оказывает помощь по удовлетворению их этнокультурных и образовательных потребностей. Как правило, происходит процедура заключения соглашению между Правительством РМ и регионами, в которых существуют места компактного проживания мордвы.
Национальные общественные организации мордвы на территории других субъектов РФ также взаимодействуют с РМ. Типичным примером является организация «Софун», действующая на территории Саратовской области. Она не только способствует развитию мордовских этнических традиций, но и знакомит с ними представителей других этнических общностей на территории региона. Такие организации действуют во многих других субъектах Российской Федерации. Только за последние годы были открыты Владимирская областная организация «Вайгель», Челябинский центр мордовской культуры, Рязанское общество «Вейсе».  Руководство Республики Мордовия всячески способствует деятельности подобных организаций, отмечая их вклад в этнокультурную политику региона [6, с.222].
Армянская диаспора в РМ насчитывает более 3000 человек и является одной из самых многочисленных в регионе. Большинство представителей армянской этнической общности заняты в сфере строительства. В 2010 году в Мордовии проходили Дни культуры армянского народа [2]. Кроме того, в республике функционирует крупное отделение общероссийской организации «Всероссийский Азербайджанский Конгресс», которое насчитывает более 1000 азербайджанцев. Своими задачами организация ставит содействие в этнокультурном развитии представителей азербайджанской этнической общности, развитие культурных связей между Мордовией и Азербайджаном, помощь инвалидам и сиротам [1].
Тем не менее, в республике существует определенная степень социального риска возникновения напряженности в данной сфере. В рамках государственной программы по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений по заказу Министерства культуры и национальной политики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» и филиал Всероссийского центра изучения общественного мнения по Приволжскому федеральному округу (ВЦИОМ-Поволжье) в Республике Мордовия провели мониторинг межэтнических и межконфессиональных отношений в регионе. Результаты исследования показали что, «несмотря на позитивную динамику, поликонфессиональный статус Республики Мордовия», имеет место «стабильно высокий уровень религиозности» ее населения, который превышает общероссийские показатели. Несмотря на сохранение в целом толерантного характера межконфессиональных отношений, исследователями было отмечено существенное увеличение показателя межэтнической напряженности как субъективное восприятие неприязненного отношения к представителям другой национальности (с 11,0% в 2010 году до 20,5% в 2013 году) [4]. Одной из причин обострения ситуации видится воздействие миграционных процессов, которые меняют исторически сложившийся баланс ведущих этнических групп в республике.
Для минимизации негативных последствий данных процессов и для адаптации мигрантов к социокультурной среде Республики Мордовия Научно-исследовательским институтом регионологии были разработаны учебно-методические комплексы по российскому  законодательству и Истории России для мигрантов и организаций, в которых мигранты находятся, попадая на территорию России.
Еще одна проблема состоит в том, что, несмотря на активную деятельность этнически ориентированных общественных организаций, она остается мало освещенной в СМИ. Большинство этнокультурных организаций не имеет своего сайта, а те, которые имеют  - практически не публикуют информацию о своей деятельности. Главная причина -  ограниченные финансовые возможности организаций. Соответственно осложняется возможность двухсторонних коммуникаций с гражданами и возможность быстрого реагирования на возникающие этнокультурные потребности у населения. 
В качестве фактора, осложняющего работу этнокультурных объединений в республике, исследователи отмечают их разобщенность и отсутствие устойчивых связей с региональными политическими и бизнес-элитами. Кроме того, по мнению авторов экспертного доклада, поддержка данного рода организаций со стороны властей носит эпизодический, а не системный характер [9, с. 84].
В целом, проведенный анализ показал, что в Республике Мордовия имеет место тенденция расширения сотрудничества властных структур с национально-культурными организациями.  Это связано как с увеличением количества подобных объединений, так и с провозглашением такого сотрудничества в качестве одного из приоритетных направлений национальной политики, в том числе и на региональном уровне.
На сегодняшний день в Республике Мордовия существует инфраструктура, которая позволяет развивать культуры различных этнических групп. В школах и вузах республики изучается мордовский язык, издаются книги, мордовский язык используется в СМИ, успешно функционируют национально-культурные центры различных этнических групп, а также некоммерческие и неправительственные организации, которые тесно сотрудничают с Министерством Республики Мордовия по культуре и национальной политике. На административном и правовом уровне органами власти субъекта проводится политика, направленная на поддержание и сохранение этнокультурного разнообразия, обеспечение межнационального мира, а также на сохранения и развитие финно-угорского мира.
Тем не менее, одной из сложнейших проблем, которую приходится решать в рамках республиканской этнокультурной политики, является постоянное разрешение того противоречия, которое объективно возникает в рамках функционирования  полиэтничного субъекта Российской Федерации (как и государства в целом). Суть проблемы состоит в нахождении баланса между потребностями в сохранении и развитии языка, традиций и культурных особенностей каждого российского народа и потребностью российского государства в едином политическом, правовом, экономическом,  социальном  и информационном пространстве. Обеспечение этой общегосударственной потребности невозможно без единого  образовательного и языкового пространства, требующего интеграции всего культурного многообразия российских народов в единое целое. В этой связи возникает проблема сопряженности в соотношении этнокультурной и общегражданской идентификации, чтобы рост первой не приводил к ущемлению второй. Весь смысл гармоничной и взвешенной  этнокультурной политики и состоит в том, чтобы в структуре идентичности каждого российского гражданина этническое и религиозное самопозиционирование было не инструментом обособления от других народов, а средством обогащения полиэтничной и многообразной российской культуры. Задача эта очень сложна  и требует постоянных политических и административных усилий в обеспечении необходимого баланса, как на уровне отдельных российских регионов, так и на федеральном уровне в целом.

Список литературы и примечания
Азербайджанцы Мордовии, объединяйтесь! 24 марта 2010 г. - Russia region press [Электронный ресурс] // URL: azerbaijan.russiaregionpress.ru/archives/35000 (Дата обращения: 27.01.2017).
Армяне в Мордовии адаптируются легко. 11 сентября 2011 г.  -  Газета армян России «Еркрамас». [Электронный ресурс] // URL: www.yerkramas.org/2011/09/16/armyane-vmordovii-adaptiruyutsya-legko/ (Дата обращения: 27.01.2017).
В Мордовии завершился IV съезд финно-угорских народов России // URL Режим доступа: finugor.ru/kv/node/11843 (дата обращения 19 июня 2017 г.)
Государственная программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014 - 2020 годы Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. № 507 (изложено в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 19 января 2015 г. № 10)/ URL Режим доступа:  mordvarf.com (дата обращения 21 июня 2017 г.)
Закон РМ от 1 декабря 2004г. №93-З «О государственной поддержке национально-культурных автономий» [Электронный ресурс] // URL Режим доступа: docs.cntd.ru/document/802020317 (Дата обращения: 27. 01.2017).
Изергина Н. И., Изергина В. П. Республика Мордовия в России и мире: учеб. пособие / под ред. Н. М. Арсентьева; Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск, 2013. С. 222.
Изергина Н.И. Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в субъектах Российской Федерации  (на примере Республики Мордовия) // Известия Саратовского университета. Нов. Сер. Социология. Политология. 2016. Т.16, вып. 3. С. 325
Изергина Н.И. Национально-культурные автономии в реализации национальной политики Республики Мордовия  // Социально-политические науки. №2. 2012. С. 42.
Межэтнические и конфессиональные отношения в Приволжском федеральном округе. Экспертный доклад /под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. - Москва - Ижевск: Институт компьютерных исследований. 2013. С. 84.
Министерство культуры и национальной политики РМ - Полномочия. [Электронный ресурс] // URL Режим доступа: www.mktrm.ru/index.php?id=5 (Дата обращения: 10.11.2016).
Миннигараева Е. Петр Тултаев: «Мы сильно раскиданы по матушке России!..» -Финно-угорская газета. 2010. 9 авг. [Электронный ресурс] // URL Режим доступа: www. library.saransk.ru/fu/fu_press13.php# (Дата обращения: 10.11.2016).
Национальный состав населения Республики Мордовия 2010 г. [Электронный ресурс] // URL: mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/population. (Дата обращения: 27.01.2017).
О государственной поддержке национально-культурных автономий: Закон РМ  от 01 декабря 2004 г. № 93-З (ред. От  14.07.2008)  -  Информационный портал правовой информации Республики Мордовия. 2004. Ст.3. [Электронный ресурс] // URL Режим доступа: mordovia.regnews.org/doc/uw/3g.htm. (Дата обращения: 28.01.2017).
О деятельности некоммерческих организаций в Республике Мордовия - Сайт Министерства юстиции Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: unro.minjust.ru/NKAs.aspx (Дата обращения: 27.01.2017).
Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах в Республике Мордовия стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // URL Режим доступа: docs.cntd.ru/document/430623165 (дата обращения 21 июня 2017 г.)
Отчет о ходе реализации государственной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы. 20.03.2015. [Электронный ресурс] // URL: minnac.emordovia.ru/news/view/24148 (дата обращения: 10.11.2016); Отчет о ходе реализации государственной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы. 04.02.2016. [Электронный ресурс] // URL Режим доступа: minnac.emordovia.ru/news/view/27354 (дата обращения: 10.11.2016).
Расходы на «укрепление российской нации» в следующем году сократятся [Электронный ресурс] // URL Режим доступа: www.rbc.ru/politics/16/07/2014/936860.shtml (Дата обращения: 10.11.2016).
Руководителем региональной национально-культурной Автономии татар Мордовии избран Рафаиль Аширов   - Интернет-портал города Саранск. [Электронный ресурс] // URL Режим доступа: www.gidrm.ru/news_mordovia/?id=12751 (Дата обращения: 27.01.2017).
Указ Президента РФ от 11 января 2009 г. № 46 «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» // URL Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6296242/ (дата обращения 21 июня 2017 г.)
© Политическое управление: сетевое периодическое издание.
(Мультимедийный научно-образовательный проект).
Санжаревский И.И.  2011-2017.   ©