ПОЛИТУПРАВЛЕНИЕ  





Политическое управление:
научный информационно-образовательный электронный журнал

Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал

Political management:
Scientific Information and Education Web Journal
ISSN 2221-7703
Публикуется с 2011 года.


О российской конституционности и национальной идее
 
🗸 Ценности и модели развития стали предметом не только, внутринациональной, но и глобальной конкуренции, в которой основной опасностью для государственности, искушением является тенденция подмены национальной идеи социальными, религиозными и политическими идеологиями. 
Санжаревский И.И. О российской конституционности и национальной идее // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. [Сетевое электронное издание, ISSN 2221-7703]. 2013. № 2.
 

В соответствии с определением эссе [2] (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат, exagium - взвешивание) я не претендую на определяющую или исчерпывающую трактовку видения сущности вопроса соотношения конституционности и национальной идеи. Моя попытка отразить в свободной композиции свое, отчасти субъективно окрашенное отношение к государственности, нации, которое основывается на как индивидуальных впечатлениях и оценках соображений, доводов и утверждений как исторических событий, так и законодательных актов, и собственного опыта.
Для уточнения смыслового значения используемого в эссе понятия «национальное» необходимо уточнить, что нация рассматривается «как совокупность граждан одного государства как политического сообщества», отличающихся «общегражданским самосознанием (напр., американцы, британцы, испанцы, китайцы, мексиканцы, россияне (русские - прим. автора), чувством общей исторической судьбы и единого культурного наследия, а во многих случаях - общностью языка и даже религии», как национальная государственность [10] . Смысловое значение нации (национальное) не следует путать со сложившимся в России XX века определением национальности (этническое).
О дуалистичной природе конституционности
В конституции очень четко выделяются два идейных начала. Первое - это национальное, родное, собственное - «национальный дух», национальная идея. Второе - это интернациональное, связанное с фактом нахождения нации во взаимодействии с другими сообществами, народами, странами, – это суверенитет и государственность. С одной стороны, это конституционное правосознание правящего сословия, элиты в России, с другой - правосознание народа.
В России проявление конституционных идей и первых проектов можно отнести к XVIII веку: "Кондиции", предложенные в 1730 г. будущей императрице Анне Иоанновне, были первой попыткой оформить ограничение самодержавия в правовых нормах [8]. В первой половине XIX века появились проекты конституционного переустройства Российского государства. Были утверждены «Основные законы Российской империи» (1832).  ХХ век дал России большое число конституционных документов. Это Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», акты о Государственной Думе, Государственном Совете и Совете министров. 23 апреля 1906 г. появилась новая редакция «Основных законов Российской империи» [13].
Разработанные в советское время конституционные документы (Декларация прав народов России, Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа, конституции 1918, 1925, 1936 и 1978 годов) отвечали общественно-государственным запросам зарождающегося правосознания народа. В историю конституционного правосознания внесла свой существенный вклад и обновленная Россия, приняв Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, Федеративный договор, Конституцию Российской Федерации 1993 года.
Идеология или национальная идея: идеологии и модели развития как предмет конкуренции.
В Российской империи было все понятно и логично. Четкость формулировки национальной идеи, которая подкупает и в наши дни, выраженая в высказывании министра образования С.С. Уварова 
«Православие, Самодержавие, Народность», сути являлась перефразировкой существовавшего военного девиза «За веру, царя и Отечество!» [4] В советский период истории царь стал тираном, вера – опиумом народа, а отечество перестало быть Российской империей и стало Союзом Советских Социалистических Республик, в котором вроде так же все стало понятно идеологически «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Служу трудовому народу!», затем «Служу Советскому Союзу!» и «Вперед к победе коммунизма!», но не всегда логично на практике. Наступило обозначенное в 1961 году на XXII съезде Коммунистической партии СССР время построения коммунизма, [9] а он не пришел. Существующая монополия на общенациональные ценности и модели развития стала предметом жесткой идеологической, внутригосударственной, внутринациональной межэтнической конкуренции. И заявленная в Конституции СССР «новая историческая общность – советский народ» [5] решила проявить как этническую так и национальную самоидентификацию, на карте мира вместо Советского Союза образовались независимые государства по числу советских республик.
В ХХ веке мы дважды пережили распад нашей государственности. Делая определенные выводы из национальных катастроф хочется отметить, что идея российской государственности, отождествленная с идеологией строительства коммунизма в советский период, а также с религиозной идеологией имперского периода сыграли не последнюю роль в развитии катастрофических событий. В настоящее время ряд политических, социальных идеологий также очень активно и навязчиво предлагают себя в качестве национальной идеи, в качестве основополагающей модели развития. Теории правового государства, естественного права, концепции направлений общественного развития от анархизма до монархизма, от либерализма до тоталитаризма, от частной собственности до коммунизма – это далеко не полный перечень существующих теорий, которые пытаются претендовать на роль не только общественной, но и государственной идеологии. Очень показательным в этом отношении является труд Джеймса Скотта о «благих намерениями государства или почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни» [3].
Принимая участие в итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай», Президент РФ В.В. Путин отметил: «Россия испытывает не только объективное давление глобализации на свою национальную идентичность, но и последствия национальных катастроф ХХ века, когда мы дважды пережили распад нашей государственности. В результате получили разрушительный удар по культурному и духовному коду нации, столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного доверия и ответственности. Именно в этом многие корни острых проблем, с которыми мы сталкиваемся. Ведь вопрос ответственности перед самим собой, обществом и законом – один из основополагающих не только в праве, но и в повседневной жизни» [12].
Ценности и модели развития стали предметом не только, внутринациональной, но и глобальной конкуренции, в которой основной опасностью для государственности, искушением является тенденция подмены национальной идеи социальными, религиозными и политическими идеологиями.  Об этом говорит Президент Российской Федерации: «Для россиян, для России вопросы «кто мы?», «кем мы хотим быть?» звучат в нашем обществе всё громче и громче. Мы ушли от советской идеологии, вернуть её невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, так же далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма. Очевидно, что наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции» [12].
Конституционализм: государственность как национальная идея.
Национальная идея материализуется, становится движущей силой развития в том случае, если она легализована в законе и легитимирована в народном сознании. Национальная идея, объединяющая различные социальные, религиозные, политические идеологии и модели развития всегда имеет государственное выражение. Как выживание, так и прогрессивное развитие любого национального сообщества в истории, как показывает практика, и в современном мире возможно только в пределах государственности. Поэтому: «Суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловны. Это те «красные линии», за которые нельзя никому заходить. При всей разнице наших взглядов дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех её участников» [12].
Говоря о становлении современной российской государственности, необходимо констатировать, во-первых, национальная идея, объявившая 20 лет назад всему миру о том, что современная Россия является как правопреемницей СССР, так и наследницей Российской империи, продемонстрировала свою состоятельность: мы смогли рассчитаться с долгами царской России и приобрести легальные права на ее наследство. По отношению к населению Советского Союза были выдержаны гражданские обязательства: советские военнослужащие не принимали новой присяги, граждане СССР жили и работали на основе советского гражданства и добровольно принимали Российское и т.д.
Во-вторых, национальная идея находит свое знаково-символическое выражение как в государственной символике, так и в символике ее силовых структур. Например, герб и флаг современной России символизируют преемственность с историей Российской империи, музыка гимна - с СССР, а его слова посвящены современной России. В следующем году весь мир будет отмечать 100-летие Первой мировой войны. В настоящее время 1 августа в России учреждён День памяти воинов, погибших в Первой мировой войне, в составе вооруженных сил возрождены прославленные Семеновский, Преображенский полки. В следующем году на Параде Победы в едином строю пойдут полки с петровской, советской и современной символикой, герои   России, Советского Союза, наследники георгиевских кавалеров.
В-третьих, провозглашенное в Конституции признание
 идеологического многообразия, заложенные принципы толерантности между политическими, социальными, религиозными идеологиями (правовое, светское социальное государство) создают благоприятные условия для социально-политического процесса формирования национальной идеи как пропорциональной сбалансированности ценностей, идеологий и моделей развития. При этом, если невозможно толерантность «по убеждению», то государство гарантирует толерантность «по принуждению». Это и есть то практическое воплощение национальной идеи, которое минимизирует возможности ее подмены идеологией. Устойчивому состоянию пропорциональной сбалансированности способствует политическая модель, в основу которой положена республиканская форма правления во главе с президентом, функционирующая в демократическом политическом режиме.
Однако даже здоровая социально-политическая конкуренция идеологий всегда связана с возникновением такого качества политического процесса как оппозиционность. Бывает так, что «слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России... И мы знаем, чем это заканчивалось - сносом государства как такового. У нас практически нет такой семьи, которую бы обошли стороной беды прошлого века. Вопросы оценки тех или иных исторических событий до сих пор раскалывают страну и общество. Мы должны залечить эти раны, восстановить целостность исторической ткани. Нельзя больше заниматься самообманом, вычёркивая неприглядные или идеологически неудобные страницы, разрывая связь поколений, бросаясь в крайности, создавая или развенчивая кумиров. Пора прекратить замечать в истории только плохое, ругать себя больше, чем это сделают любые наши недоброжелатели. Критика необходима. Но без чувства собственного достоинства, без любви к Отечеству эта критика унизительна и непродуктивна. Мы должны гордиться своей историей, и нам есть чем гордиться. Вся наша история без изъятий должна стать частью российской идентичности. Без признания этого невозможно взаимное доверие и движение общества вперёд.» – отмечает Президент России [12].
Вместо заключения или из чего и как складывается содержание национальной идеи.
Сегодня как никогда мы должны понимать, что национальная идентичность не может быть навязана сверху, национальная идея не может быть построена на основе идеологической монополии. Такая навязчивая монополия делает очень уязвимой государственность и неустойчивой политическую общественную конструкцию.
В современной России обсуждается Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, [7] включающего в себя историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории, сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе, а для многих педагогов и ученых - объективные сложности в преподавании и концептуальном осмыслении прошлого. Отвечая на «трудные вопросы» истории, мы отвечаем на вызовы идеологической конкуренции, решаем задачу национальной самоидентификации, укрепляем фундамент общественно-политической конструкции. Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты. Эдмунд Бёрк любил повторять крылатое выражение о том, что «история без политической науки бесплодна, а политическая наука без истории безродна» {11]. «Мой ведущий принцип реформации государства, - подчеркивал Бёрк в письме, адресованном члену Французской ассамблеи, - использовать имеющиеся материалы... Ваши же архитекторы строят без фундамента» [1]. Традиция есть самый надежный авторитет, ибо в ней находит свое воплощение «коллективная мудрость человеческого рода».
Сегодня как никогда научному сообществу от государственников до анархистов, от консерваторов до прогрессистов, от сторонников диктата до либералов, от «неославянофилов» до «неозападников», всему обществу предстоит совместно работать над поиском и формулированием общенациональных принципов развития. А это значит, что либералы и анархисты должны научиться разговаривать с государственниками и представителями консервативных взглядов и, наоборот. Атеисты должны вспомнить о роли религии в формировании российской государственности, а представители различных религий не должны становится на позиции непримиримого фундаментализма.
Национальная самоидентификация не должна трансформироваться в национализм и тем более в нацизм.  Националисты должны признать, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с самых первых своих шагов. Все попытки поставить под вопрос вековую многонациональность российской государственности, манипуляция темой русского, кавказского, татарского, сибирского и какого еще другого национализма, и сепаратизма задают вектор самоуничтожения культурно-исторического кода России. Оголтелый нигилизм, безапелляционная критика всего и вся, что не соответствует собственным установкам и традициям, зачастую становятся неотъемлемой чертой современного фундаментализма и национализма. Главное нужно научиться слышать не только идеологических единомышленников, отвергая сразу любую другую точку зрения. Необходимо уметь слышать и слушать оппонентов, разговаривать с ними без злобы и ненависти.
А для это может быть еще раз внимательно прочитать Конституцию России, ее преамбулу и увидеть, что это и есть тот формализованный общественный договор о принципах государственного и общественного устройства, основополагающая декларация национальной идеи современной России: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации» [6].
 
Список литературы:
1. Бёрк Э. Письмо г-на Бёрка к члену национальной ассамблеи в ответ на некоторые возражения в отношении его книги о положении дел во Франции // Бёрк Э. Правление, политика и общество. Сборник / Пер. с англ. Л.Полякова. М.: изд-во «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. 480 с. С.415-416.
2. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969-1978. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения 15.10.2013)
3. Джеймс Скотт. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни. Пер. с англ.:  Э. Гусинский, Ю. Турчанинова. М.: Изд-во: Университетская книга.  2011. 568 с.
4. Доклады министра народного просвещения С.С. Уварова императору Николаю I (Публ. и комментарии Шевченко М.М.)// Река Времен. Книга истории и культуры. В пяти книгах. M.: изд-во «Эллис Лак, Река времен», 1995. Кн.1. С. 68-78.
5. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/1549448 (дата обращения 28.11.2013).
6. Конституция Российской Федерации. // Официальный сайт ИПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/10103000/1/#5555 (дата обращения 28.11.2013).
7. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории// Официальный сайт «Российское историческое общество» URL: http://rushistory.org (дата обращения 28.11.2013).
8. 
Кравец И.А. Формирование российского конституционализма: проблемы теории и практики.  Дис… д. юр. наук. Екатеринбург. 2002. 584 с.
9. Материалы XXII съезда КПС. М.: Изд-во «Госполитиздат». 1961. 464 с.
10. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Пред. научно-ред. совета В.С. Степин (2-е изд., исп. и доп.). М.: Мысль, 2010. URL:http://iph.ras.ru/elib/2024.html (дата обращения 28.11.2013).
11. Политическая наука: словарь-справочник. Авт. и сост. Санжаревский И.И. Изд-во "Политуправление.рф", 2012. URL:http://glos.virmk.ru/01_b.htm (дата обращения 28.11.2013).
12. Путин В.В. Выступление на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» // Официальный сайт «Президент России» URL: http://www.kremlin.ru/news/19243 (дата обращения 28.11.2013).
13. 
Яцкова А.П. Основные государственные законы Российской империи 23 апреля 1906 г. - первая российская конституция.  Дис… канд. юр. наук. М.: 2001. 218 с.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный научно-образовательный проект).
Санжаревский И.И.  2011-2021.   ©